"Бюджет дорожного строительства в столице сократился практически вдвое", - заявил вчера на пресс-конференции Александр Левченко, руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства. И пояснил корреспонденту "РГ": если в начале года предполагалось потратить 90 миллиардов рублей, то после того, как стало очевидно, что запланированных доходов город не получит, выделенную сумму уменьшили до 46 миллиардов.
Тем не менее Левченко уверен, что, оптимизировав эти средства, строители в состоянии реализовать главные проекты, которые способны заметно уменьшить пробки на московских автомагистралях, ставшие в наши дни почти самой главной бедой для москвичей. В частности, ни на минуту не прекращается реконструкция Ленинградского шоссе. Силы здесь сейчас сосредоточены на сооружении самой сложной пятиуровневой развязки в районе станции метро "Сокол", включающей в себя четыре тоннеля. Напомню, самый первый из них - Ленинградский - был пущен в обе стороны еще в декабре 2007 года. В текущем году будет сдан в эксплуатацию Волоколамский тоннель, одно направление - в конце августа, второе - в декабре. После этого строители с Ленинградского проспекта от "Сокола" уйдут, заверил президент НПО "Космос" Андрей Черняхов, а пропускная способность магистрали сразу повысится процентов на 30, что частично решит проблему выезда из Москвы.
Для завершения же развязки в целом останется только сооружение Алабяно-Балтийского тоннеля - самого сложного. Копают его в грунте, в котором очень много воды и песка, а сам он проходит под существующими тоннелями метрополитена. Не случайно работу строителей на этом участке мэр Москвы Юрий Лужков сравнил с нейрохирургической операцией, в ходе которой малейшая ошибка грозит подземке серьезнейшими авариями. Завершить проходку под ней строители планируют также до конца текущего года. Что же касается второго моста через канал имени Москвы на выезде из города, то сборка его конструкций уже идет и до конца года будет завершена. А вот подъезды к мосту построят только в будущем году.
В числе пусковых в 2009-м году числятся также Варшавское шоссе на участке от МКАД до Щербинки (сентябрь), завершение реконструкции Крестовского путепровода на проспекте Мира через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог (ноябрь), Краснопресненский проспект от Живописной улицы до Третьего Силикатного проезда (декабрь).
На Четвертом транспортном кольце, ввода которого так ждут жители южных и юго-восточных районов города к концу года обещают ввести в строй первый пусковой комплекс. Он не имеет отношения к главному ходу магистрали, включает лишь семь улиц, прилегающих к ЧТК. Но и это, по словам Левченко, существенно разгрузит Садовое кольцо, так как между районами той части города появятся серединные связки, и потому, чтобы попасть из одного в другой, жителям не придется больше ехать в центр столицы.
Большие надежды городские власти возлагают в борьбе с пробками и на программу "Народный гараж", утвержденную на этой неделе правительством Москвы. Она действительно способна освободить многие дороги, невольно превращаемые москвичами в паркинги, так как другого места поставить машину в городе сейчас просто нет. Но для этого, напомнил Левченко, нужно ежегодно строить по 5 миллионов квадратных метров паркингов. Учитывая отклик, который получила программа у жителей столицы - лишь за месяц более 25 тысяч заявили о своем желании участвовать в ней, такой масштаб, по мнению Левченко, вполне по плечу городу. Объявленная же правительством Москвы цена - 350 тысяч рублей за машино-место, полагает он, поможет "обломать" рынок, на котором сейчас просят за гараж до 175 тысяч евро.
По поводу же сомнений корреспондента "РГ" в надежности для горожан такого рода вложений: земля под "народные гаражи" дается городом в аренду, и где гарантия, что спустя какое-то время власти не снесут их так же, как сносят сплошь и рядом сегодня пресловутые "ракушки", Левченко сказал: "Этого не произойдет, так как земля дается в аренду на 49 лет. К тому же гаражи будут выкуплены москвичами в собственность. А если где-то и придется что-то снести, то лишь взамен на новые машино-места, как это делается сегодня при сносе всех плоскостных паркингов, часто даже никак не оформленных".