Басманный суд Москвы на днях отменил предупреждение об экстремизме телеканалу "2х2" за демонстрацию мультсериала "Южный парк". Предупреждение было вынесено Басманной прокуратурой по жалобе российских протестантов, усмотревших в "Южном парке" призывы к насилию и межрелигиозной вражде. Протестантские организации не согласны с судебным решением и грозят каналу новыми исками. Закрыть "рассадник скрытой и явной пропаганды педофилии, асоциального образа жизни, многочисленных пороков" требуют и представители другой конфессии. "Телеканал, несущий разрушительную энергию, должен быть лишен лицензии", - заявил один из лидеров нижегородских мусульман.
А в Таганском суде Москвы со дня на день начнется (заседания трижды переносились) процесс, связанный с выставкой "Запретное искусство". По оценке следователей, некоторые из экспонатов содержали "унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию". Куратор выставки Андрей Ерофеев и директор центра им. Сахарова (там эта выставка проходила) Юрий Самодуров привлекаются к уголовной ответственности за разжигание межрелигиозной вражды.
Пристрастной экспертизе на политкорректность подвергаются и произведения театрального искусства. Не так давно в Сыктывкаре сорвалась постановка оперы "Балда" на музыку Шостаковича по мотивам сказки Пушкина. Казалось бы, какие возражения? Первый - музыкальный классик, второй - вообще "наше все". Но кто-то решил подстраховаться. В итоге из либретто был вычищен известный персонаж - тот самый, коему был дан совет не гоняться за дешевизной. Дальнейшая работа над спектаклем стала бессмысленной. Да что там Сыктывкар! Схожий случай произошел и в германской "Дойче опер" со спектаклем "Идоменео" на музыку Моцарта. Спектакль спокойно шел три года, пока кому-то вдруг не почудилось слишком вольное обращение с образами Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда. Во избежание скандальных инцидентов полиция посоветовала театру прекратить показ спектакля. Театр внял совету. Чем вызвал решительное неодобрение со стороны политиков и общественных деятелей. К ним просоединила свой голос канцлер ФРГ Ангела Меркель, сказав, что спорить можно о вкусах, "но не о свободе искусства, свободе слова, прессы и мнений о религии".
Думаю, спорить о вкусах, и только о них, следовало и в те дни, когда в Москве готовился концерт Мадонны. Ей долго искали место для выступления. Но тут кто-то счел, что американской поп-диве вообще не место в духовном пространстве России, что ее "кощунственное" шоу может оскорбить чувства верующих. К счастью, разум возобладал над предрассудками. А несколько лет назад в центре такого же скандала оказался спектакль "Благовещение", которым открывался Московский международный балетный фестиваль "Гран па". Некий общественный комитет требовал запретить показ "кощунственного и развращающего балета". Другие религиозные общественники, помнится, точно так же протестовали против демонстрации по НТВ фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
Вторжение религиозных активистов со своим уставом в чужие монастыри (ТВ, театр, выставочные залы и т.п.) и стремление навести там свои порядки становятся обычным делом. Всюду - не только в России. В прошлом году вдруг получил продолжение, казалось, ушедший в историю вселенский скандал с карикатурами в датском журнале. Более десятка датских газет вновь опубликовали карикатуру на пророка Мухаммеда. Таким способом они выразили протест против едва не состоявшегося покушения на художника Курта Вестергаарда, одного из авторов тех самых карикатур, что были опубликованы в 2005 году. Полиция раскрыла заговор, трое мусульман североафриканского происхождения, подозреваемые в подготовке убийства, были арестованы. Дальше все пошло по нарастающей. Иран потребовал от Дании извинений. Датское правительство отказалось их принести. "Если кто и должен извиниться за свободу слова, права человека, тюремные сроки и отсутствие демократии, так это иранцы", - заявил один из членов датского парламента, а группа депутатов отменила запланированный визит в Иран. После этого Данию захлестнула волна беспорядков. Молодые люди из иммигрантских кварталов громили витрины магазинов, поджигали автомобили, забрасывали полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью...
Конфликты представителей разных конфессий с людьми искусства последнее время происходят все чаще. Такие конфликты обычно чем-то спровоцированы. Потому что четкую грань между художественной провокацией и провокацией религиозной провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, а они у всех разные. Выставка "Осторожно, религия!", на мой взгляд, была непристойна. Радикализм ее устроителей мне лично претит. Но претит и радикализм погромщиков этой выставки. Ибо это цензура в агрессивном ее воплощении. Искусство, конечно, святая вещь. Но все же не до такой степени, чтобы каждый художественный жест поверялся канонами православия, мусульманства или буддизма; чтобы в пространстве культуры шагу нельзя было ступить, не заглянув в святцы. Между тем тенденция очевидна: появление в сценическом (живописном, экранном и т.п.) творении всяческих символов веры стало совершаться не без оглядки на церковные постулаты. Стремление табуировать содержание и форму произведений искусства, "оскорбляющих" чье-то религиозное чувство, становится знаком времени. А главное, оно находит отклик в светском обществе. После скандала с карикатурами в датском журнале чего только мы не наслушались! И про неотвратимое противостояние двух цивилизаций, грядущее смертельное столкновение между исламом и христианством, бедностью и богатством. И про то, что перед лицом такой угрозы человечеству следует пересмотреть все прежние ценности, отказаться от "обветшалых" стандартов поведения, выработанных столетиями.
Короче, мир людской призывают к политкорректности. Что это такое, проще говоря? Правильно, самоцензура. Добровольный отказ от высказываний, способных оскорбить чьи-то чувства. Но даже в умеренности, сколь бы благодетельной она ни была, хорошо бы знать меру. Вот, скажем, в Вашингтоне, рядом с конгрессом США, с наступлением первого зимнего месяца начинает сиять огнями "праздничное дерево". Именно так, отдавая дань политкорректности, называют гигантскую елку, установленную у здания Капитолия. По тем же соображениям во время церемонии вместо фразы "С Рождеством!" произносится нейтральное "Поздравляем с праздником!" Был момент, когда несколько конгрессменов обратились к коллегам: хватит сходить с ума, давайте вернем дереву у Капитолия название "рождественская елка". Инициатива не получила поддержки. Потому что на нее мгновенно отреагировали общественные и религиозные организации, пригрозившие законодателям судебными исками.
Политкорректность как род ответственной самоцензуры - вещь, несомненно, полезная. Но самоцензура, доведенная до абсурда, замешенная на страхах и современных фобиях... Она выглядит не более привлекательно, чем произведения искусства, кому-то кажущиеся кощунственными.