За день до официального открытия ММКФ начал работу пресс-центр в кинотеатре "Художественный". Представители СМИ - их на кинофестиваль аккредитовано более 2000 - посмотрели картину "Царь" Павла Лунгина, которая является фильмом-открытием фестиваля.
Кроме того, на суд прессы была вынесена картина Дарнелла Мартина "Кадиллак рекордз", которую представил знаменитый актер Эдриан Броуди, сыгравший в ней одну из главных ролей.
- Как получилось, что музыка в вашей карьере играет особую роль?
- Музыка играет важную роль в жизни любого человека. То, что у меня "музыкальные" роли, - это скорее совпадение. В "Пианисте" я сыграл музыканта, а в фильме "Кадиллак рекордз" - владельца звукозаписывающей студии. Плюс я музыкант в реальной жизни.
- Какую музыку вы любите и слушали перед этой работой, чтобы настроиться на нее?
-Я очень люблю блюз. Слушаю Мадди Уотерса, Элиса Купера. Ношу эти записи с собой. Эта музыка очень влиятельна и отразилась на многих направлениях, таких, как хип-хоп, например.
- Что думаете и знаете о Московском кинофестивале?
- На самом деле мой приезд сюда - это эгоистичный поступок. Я давно мечтал побывать в России и с удовольствием принял предложение приехать на фестиваль.
Представляя фильм "Царь", режиссер картины, председатель жюри ММКФ Павел Лунгин заявил, что старался сделать "Царя" максимально близким историческим событиям:
- Монолог митрополита Филиппа попал в фильм из "Обличения царя в Успенском соборе", исторического текста, дошедшего до наших дней. Речь и мысли Ивана Грозного соответствуют тому, что мы знаем по письмам царя. Поэтому нельзя сказать, что Грозный или Филипп так не говорили или не думали. Мы старались реконструировать атмосферу Средневековья на Руси, которое проходило в то время, когда вся Европа жила в эпохе Возрождения. Митрополит Филипп и был человеком Возрождения. На Соловках он строил автоматические пекарни по собственным чертежам. Грозный же был человеком, который остановил движение времени.
- Образ иконы несет мистическую нагрузку в вашей картине?
- Я уверен, что в ХVI веке чудеса случались раз в неделю. Это было другое сакральное пространство и время.
- Как был воспринят фильм в Канне?
- Кто-то, я видел, плакал, был взволнован. Кто-то не досмотрел картину до конца, ушел. Принимали по-разному.
Рассказал Павел Лунгин и о том, как работал с Олегом Янковский, сыгравшим в "Царе" последнюю роль - митрополита Филиппа:
- Во время съемок было непонятно, что он болен. Чередовал работу над картиной со спектаклями в Москве. Чувствовал себя хорошо. Болезнь открылась позже, осенью или даже зимой. А тогда мы вместе строили планы на будущее... Ужасное горе. Думаю, Олег Иванович был бы рад, что последняя его роль не похожа на все предыдущие. Ведь у его героя мало слов, все больше - молчание, взгляды и поиск правды. И я вижу на экране, как в нем вызревает эта правда.