21 июня - День медицинского работника. В воскресенье Первый телеканал покажет церемонию вручения национальной премии лучшим врачам России "Призвание". Я не Первый канал пиарю. Я о другом. Сама церемония состоялась 16 июня. И это было актом признания заслуг наших медиков.
Очень точно сказал об этом Леонид Рошаль, вручавший премии большой группе врачей, которые оказывали помощь в Цхинвале - под бомбами, под обстрелами. Оказывали не потому, что их кто-то туда направил, а потому, что прибыли туда по зову сердца - не могли поступить иначе. Не они сами, не их семьи, да никто не мог тогда знать, удастся ли вернуться домой? Что ими двигало? Только одно: врач - это не профессия. Это состояние души. А Леонид Михайлович признался, что любит этот праздник потому, что он дает возможность напомнить и показать: медики - не последние люди в России.
Последние никогда бы не смогли сотворить то, что сотворили врачи, удостоенные премии "Призвание". Вот как рассказать о подвиге Ксении Александровны Семеновой? Когда эта 92-летняя женщина поднималась на сцену, зал встал и зааплодировал. Когда-то лет сорок назад моя подруга Мила родила дочь Иришку, которой был поставлен страшный диагноз - церебральный паралич. Помню, как Мила делала какие-то массажи, какие-то процедуры своей малышке. При этом всегда говорила: "Так велела Семенова, так советует Ксения Александровна". Потом Иришка пошла в обычную школу. Отменно училась, занималась хореографией. Но Семенова еще долго присутствовала в жизни этой семьи - до тех пор, пока следов болезни не осталось. Подвиг матери? И ее тоже. Но прежде всего подвиг врача. Семенову долго не признавали, ее не жаловало начальство - уж очень не укладывалось в обычные рамки то, что она делала.
Вряд ли Ксения Александровна помнит ту Иришку. А вот Мила, Иришка, у которой давно уже своя семья, взрослая дочь, - все они живут в пригороде Чикаго - Семенову не забыли. И когда полгода назад я пересаживалась в Чикаго с одного самолета на другой, Мила с мужем приехали в аэропорт повидаться. Подруга спросила: "Ты что-нибудь знаешь о Ксении Александровне?" К сожалению, в тот момент не знала ничего. Теперь обязательно дозвонюсь Миле - скажу, что Ксения Александровна награждена премией "Призвание" за внедрение методов космической медицины в практику лечения неврологических заболеваний. Воистину в России нужно жить долго, чтобы дождаться заслуженного признания.
Появление на сцене семилетней Карины - ну просто не девочка, а картинка из глянцевого журнала - это чудо, созданное группой врачей под руководством доктора Фечиной. Родители Карины после рождения девочки только один месяц были счастливы. А потом был поставлен диагноз лимфобластный лейкоз. У малышей такая болезнь почти всегда заканчивается смертью. Мама Карины не выпускала малышку с рук. Отец в поисках спасения дочки остался без работы, без средств к существованию. Все было тщетно.
Казалось, ребенка не спасти, казалось, смертельное правило исключений не знает. Но есть на свете доктор Фечина. Она со своими коллегами решилась - для такого решения требовалось немалое мужество - впервые использовать трасретиноевую кислоту как фактор, вызывающий преобразование опухолевых клеток в нормальные. Такое лечение комбинируется с химиотерапией. Предложенная методика впервые в мире была применена Фечиной в Екатеринбурге. Потом ее признали во всем мире.
Этот метод - абсолютный приоритет России. Карина обо всем этом знать не знает. Ее, похоже, не очень смущало присутствие на сцене. И когда ведущая церемонии Елена Малышева спросила, какой бы ей хотелось получить подарок, ответила: конфеты. А рядом с ней стояли ее счастливые родители - папа в торжественном смокинге, мама в вечернем платье. А доктор Фечина говорила о подвиге родителей, о том, что никогда нельзя терять надежду. Даже в самых трагических ситуациях.
Такая была у 62-летней пациентки Звягиной, когда она поступила в московскую городскую клиническую больницу N 67. Нижняя часть тела была полностью парализована: злокачественная опухоль второго поясничного позвонка. Не стану вдаваться в подробности уникальной операции, которую провели хирурги под руководством доктора Дзукаева. Только об одном скажу: впервые в мире в процессе этой операции были использованы оригинальные запатентованные разработки наших врачей. И не скажу, кому больше аплодировал зал: врачам или Звягиной, которая в элегантном вечернем туалете легко поднялась на сцену вместе со своими спасителями.
Медики - не последние люди в России. Но еще день медицинского работника - повод напомнить о милосердии, о необходимости добра в наших взаимоотношениях. Может, это не совсем уместно именно в этих заметках, все-таки расскажу о вопиющем. Не стану называть фамилии действующих лиц, места самого действия - не это главное. Так вот. Мальчику Н. сейчас семь лет. Он давно тяжко страдает от лейкоза крови. Наконец наступила ремиссия. И была у мальчика мечта - пойти, как все дети, в настоящий кинотеатр. Пошел. Но ему позволено выходить в свет только в марлевой маске на лице. Иначе никак нельзя - иммунитет снижен и легко подхватить инфекцию.
Мальчика в кинотеатре избили - каким-то дикарям, чуть старше его по возрасту, не понравилось, что он не снял по их требованию маску. Увы, дикари бывают разного возраста. В минздравсоцразвития мне показали письмо возмущенных соседей двух близнецов, которые тоже при выходе в люди вынуждены носить марлевые маски. Так вот, соседи безмерно возмущены, что "на их лестничной площадке живут эти странные дети. Они нас всех заразят какой-нибудь гадостью. Может, даже СПИДом". Про СПИД авторы этой гадости слышали, само слово пишут правильно. СПИДа боятся. А того, что они уже и не люди вовсе, а дикари, явно не подозревают.
Вряд ли урок милосердия Дня медицинского работника изменит их: болезнь, которой страдают они, скорее всего, не поддастся даже самым современным методом лечения. И все же... Недавно один очень хороший доктор сказал мне, что не красота, а именно доброта и милосердие спасут мир. Никогда нельзя терять надежду.