Недавно правительство назвало меры, которые оно планирует предпринять в связи с кризисом в транспортной отрасли. В частности, это касается авиационной отрасли, ситуация в которой, пожалуй, самая непростая.
Вице-премьер Сергей Иванов озвучил цифры первого квартала этого года, которые подтверждают, что воздушному транспорту нужда господдержка. Снижение пассажирооборота составило 20,7%, а грузооборота - 23,2%. Впрочем, авиакомпании некую помощь уже получили, для ускоренного обновления авиапарка отменены таможенные пошлины в отношении воздушных судов иностранного производства с количеством посадочных мест до 50 и свыше 300, а также гражданских самолетов с количеством посадочных мест не более 19 человек.
Теперь Федеральная таможенная служба разработала еще один проект федерального закона. Как сообщил "РБГ" начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова, "проект федерального закона "О внесении изменений в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации" разработан ФТС России во исполнение пункта 49 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного председателем правительства Российской Федерации В.В. Путиным.
Законопроект направлен на стимулирование деятельности российских авиакомпаний и предусматривает дополнение статьи 334 Таможенного кодекса Российской Федерации новым основанием предоставления отсрочки уплаты таможенных платежей - решением правительства Российской Федерации о предоставлении такой отсрочки на срок до шести месяцев в отношении воздушных судов и комплектующих к ним. Законопроект уже одобрен на заседании Комиссии правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности".
Между тем министерство транспорта определенным образом также пытается переломить ситуацию для авиакомпаний в лучшую сторону. Министр транспорта Игорь Левитин высказал озабоченность на встрече с председателем совета директоров, президентом и главным исполнительным директором компании Boeing Джеймсом Макнирни о том, что в настоящее время в авиакомпаниях России эксплуатируется порядка 200 самолетов Boeing, причем значительная часть этих воздушных судов эксплуатируется с неоднократно продленными ресурсами. При этом только ОАО "Аэрофлот" имеет возможность приобретать технику Boeing напрямую, остальные авиакомпании используют посреднические схемы.
Со своей стороны глава компании Boeing считает, что снятие таможенных пошлин на ввозимые самолеты, а также присоединение России к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к этой Конвенции позволит российским перевозчикам привлечь мировые финансовые институты для финансирования закупок новой техники.
Поскольку российские авиакомпании все активнее будут приобретать импортную авиатехнику и, в частности, самолеты Boeing, Игорь Левитин уверен, что в России необходимо создать сеть центров технического обслуживания таких самолетов. По мнению министра, участниками этого проекта с российской стороны могли бы стать крупные авиакомпании либо Объединенная авиастроительная корпорация.