Неудивительно, что среди тринадцати неблагополучных в финансовом плане регионов наиболее сложная ситуация сложилась в Челябинской и Кемеровской областях.
И там, и здесь флагманом региональной экономики, которая формировала местный бюджет, была металлургическая отрасль. Сегодня она переживает далеко не лучшие времена.
Если говорить о Кузбассе, то основными налогоплательщиками в областной бюджет остаются металлургические комбинаты с угледобывающими предприятиями. В нынешней экономической ситуации о прибыли, с которой отчисляются налоги в региональный бюджет, говорить довольно проблематично. Спрос на сталь и прокат за рубежом резко упал. И со сбытом продукции у металлургов сегодня большие проблемы. В итоге они не могут вовремя расплатиться с поставщиками. Те, в свою очередь, из-за возрастающей дебиторской задолженности начинают задерживать своим людям заработную плату. Либо берут кредиты в банках, чтобы не допустить в регионе забастовок и митингов. В свою очередь, металлургические предприятия начали сворачивать производства и сокращать людей. Так, на Новокузнецком металлургическом комбинате приняли решение о ликвидации последней домны, а на Новокузнецком алюминиевом заводе закрыли первую промышленную площадку.
В непростом положении сейчас находятся и угольщики. Те, кто добывает энергетический уголь, еще как-то сводят концы с концами, продавая его на местные электростанции. В Сибири зимние месяцы еще никто не отменял. А вот с коксующимся углем (в недавнем прошлом экспортным товаром) одна головная боль. Экспорт тает на глазах, да и на внутреннем рынке особо не разбежишься. Для коксохимии и для металлургии такие объемы коксующегося угля сегодня не нужны. Однако на угольных разрезах добывать-то его не прекращают. Склады затариваются, ситуация обостряется, и чем это все закончится, никто прогнозировать не берется. Ясно лишь одно - бюджетный дефицит приобретает угрожающие размеры. И если бы не поддержка центра в виде межбюджетных трансфертов, субсидий и прочей помощи из федерального бюджета, область реально могли бы объявить банкротом.
В Самаре к включению в "черный список" минфина отнеслись спокойно. В апреле областной бюджет был секвестирован более чем на 20 процентов, и пока губернскому правительству удается вписываться в новые рамки. Не вызывает тревоги и значительный объем долговых обязательств.
"Кредиторская задолженность по главным распорядителям средств областного бюджета составляет всего 6,8 процента, в том числе просроченная задолженность - 0,06 процента, - сообщил "РГ" министр управления финансами Самарской области Павел Иванов. - 99 процентов в структуре заимствований области составляют ценные бумаги, выпущенные на срок до пяти лет, погашение и обслуживание долговых обязательств равномерно распределено до 2013 года".
С самарскими чиновниками солидарны эксперты. Однако многие из них возлагают ответственность за сложившуюся ситуацию на систему выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. "Кризис выявил ее порочность, - говорит исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. - Вдруг оказалось, что в регионах с низким уровнем производства, всю жизнь бывших реципиентами, получавших громадные деньги из федерального бюджета, оказался на порядок выше уровень бюджетной обеспеченности, нежели у регионов-доноров. Основной удар пришелся по локомотивам, а без этих локомотивов экономику из кризиса не вытянуть". Впрочем, причин для паники относительно Самарской области Яковенко не видит. По его словам, объем долга у нее хоть и велик, однако очень хорошая кредитная история. "Если возникнут локальные сложности с наполнением бюджета, банки без проблем дадут новые кредиты", - уверен эксперт.