24.06.2009 01:00
Общество

Врач-реаниматолог Александр Борисов: Врачебная ошибка неподсудна

Российская газета - Федеральный выпуск: №113 (4937)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время и в прессе, и по телевидению постоянно слышишь про "врачей-убийц".

Дескать, по вине врачей умирают люди. А читая и слыша комментарии обывателей к этим статьям и сюжетам, становится страшно: чего только не предлагают сделать с врачами. И убить, и руки оторвать, и -поголовное предложение - сажать. И ведь сажают, сроки дают! Но ведь люди умирают, умирали и, к сожалению, будут умирать. Во всем мире. Врач он не бог! Не все болезни ему подвластны. И каждая смерть больного - это частично смерть врача, рубец на его сердце. За многие годы я не видел ни одного медика, который не переживал бы смерть пациента, даже если это смерть ожидаемая (например, онкология).

Да, не все медицинские манипуляции могут проходить гладко, без осложнений. По этому поводу выпущена масса литературы, в том числе и иностранной, - как бороться с этими осложнениями. Но они, увы, случаются. Тем более что организм человека не машина, не компьютер, а нечто несоизмеримо более сложное. И практически каждый врач заранее тревожится, консультируется с большим количеством коллег, перечитывает массу статей и книг по этому поводу: как снизить риски?

Во всем мире врачебная ошибка неподсудна. Я, разумеется, не говорю о профессиональной халатности, небрежности, поборах - тут другое дело, за это надо наказывать. Но вопросами врачебных ошибок должны заниматься прежде всего специалисты-врачи самой высокой квалификации, а не работники правоохранительных органов. Не может же плотник давать квалифицированную оценку работе слесаря. А ведь сегодня, когда читаешь дилетантские заключения журналистов о том или ином случае, создается впечатление, что развернута травля против врачей. Авторы этих публикаций, даже не имея начальных специальных знаний, делают убийственные (как правило, ложные) выводы. А люди, проглатывая все это, еще больше озлобляются, еще меньше доверяют врачам, еще больше запускают свои болезни, доверяясь самолечению и шарлатанам, и приходят к врачу, когда болезнь запущена и начались осложнения. Страшно становится и очень обидно. Обидно за свою работу, за своих коллег, на чьем счету ни один десяток спасенных жизней... Есть, конечно, плохие врачи, как и есть плохие слесари, учителя, повара, водители. И тем не менее хороших врачей, врачей, как говорят, от Бога - много, гораздо больше, чем плохих. И такими профессионалами гордиться надо.

Александр Борисов (врач-реаниматолог, Москва)

Здоровье