Вчера Конституционный суд в присутствии прибывшей из Москвы делегации сенаторов подкорректировал антимонопольное законодательство и рассмотрел дело о травмированных милиционерах.
- Наше антимонопольное законодательство очень молодое, ему вообще 18 лет отроду и там очень много нерешенных вопросов, - заявил "РГ" судья-докладчик Конституционного суда Михаил Клеандров, - и мы в своем постановлении открываем векторы совершенствования норм для законодателя.
Оспариваемые нормы, а именно положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22 (прим.) и 23 (прим.) закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статей 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции", были признаны вчера соответствующими Конституции. Однако им было дано существенное конституционно-правовое истолкование. Заявители, ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Нижнекамскнефть", попали в КС в результате цепочки нескольких судебных процессов с Федеральной антимонопольной службой. ФАС требовала от первого заявителя (а там было на самом деле не одно, а четыре юрлица) более 153 миллионов рублей, и от второго - более 70 миллионов рублей.
"Дело в том, что в этом законе о конкуренции, да и в старом законе 1991 года просто не рассматривается вопрос ни о вине, ни о сроках, ни о группе лиц как субъекте права, - поясняет судья Клеандров, - мы указали, что антимонопольный орган должен выносить свое решение и в том числе предписание о взыскании сумм, с учетом вины хозяйствующих субъектов, в пределах срока исковой давности - трехлетнего и персонально каждому конкретному участнику этой группы".
Глава ФАС Игорь Артемьев лично посещал заседание КС при рассмотрении дела и честно признал, что предъявление иска сразу группе компаний было ошибкой: "Тогда для наших сырьевых компаний была прекрасная экономическая конъюнктура на рынках и правительство их не обижало, повышая постоянно тарифы, и уж, конечно, на этом фоне повышение на 70 проц., буквально по мановению волшебной палочки, цены для населения, более того, для беднейшей его части, покупавшей сжиженный газ для работы на своих садоводческих участках, с нашей точки зрения, было необъяснимо. И суды в этой части полностью поддержали нас, но из-за нашей ошибки компания по сути ушла от ответственности". Но уже тогда Артемьев предложил конституционным судьям документы, свидетельствующие о подготовленных ФАС поправках в закон о конкуренции, касающихся в том числе срока давности привлечения к ответственности и там была цифра - пять лет.
"Ограничение возможности такого взыскания временными пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством, - говорится в постановлении КС, - обеспечивает по крайней мере минимальные конституционные гарантии прав и законных интересов лиц, с которых взыскивается в бюджет положенный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход". Михаил Клеандров пояснил, что цифра три года появилась в постановлении КС именно потому, что закона нет пока, есть только законопроект, но в данном случае "все стороны должны быть защищены, и мы таким образом открываем для законодателя широчайшие возможности".
Представитель заявителя по оглашении постановления оживленно комментировал, что сейчас будет интересно, с какого именно момента суды будут устанавливать срок давности - с момента установления факта нарушения или же с момента вынесения решения о нарушении. А значит, легкой жизни у ФАС по-прежнему не будет.
Как, впрочем, и у МВД. Огласив постановление, судьи КС приступили к рассмотрению конституционности норм части 4 статьи 29 Закона "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса. В КС обратились районные суды - Нижегородский и Сормовский - из Нижнего Новгорода. В обоих судах лежат четыре иска, причем краткое изложение побудительных причин только для одного заявителя уже вызывает возмущение. Вот, к примеру, врач Игорь Филиппов, служивший в специализированном отделе быстрого реагирования управления по борьбе с организованной преступностью, был уволен, потеряв 60 проц. трудоспособности - после получения минно-взрывных черепно-мозговых травм. Сперва (был уволен в 2000 году) ему платили в счет возмещения вреда здоровью, а потом, с апреля 2008 года, прекратили - изменилась судебная практика. Даже представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева, очевидно сочувствуя заявителям, заметила: "При изучении дела сложилось впечатление, что эта проблема касается правоприменения в различных субъектах Федерации: в одних руководство органов внутренних дел придерживается инструкции, и проблемы нет, а там, где придерживаются постановления пленума Верховного суда, возникают коллизии". "Очевидно, что социальная защита милиционера не должна быть хуже, чем у обычного гражданина, но закон так написан, дело в правоприменении", - констатировал представитель правительства в КС Михаил Барщевский.
Между тем
Сегодня в Конституционном суде принимают делегацию гостей из Совета Федерации во главе с Алексеем Александровым, председателем комитета СФ по конституционному законодательству. Сенаторы собирались послушать дело "О милиции", а потом обсудить наболевшую проблему исполнения решений КС.
Напомним, что в течение последнего года глава КС Валерий Зорькин неоднократно поднимал этот вопрос на всех уровнях, от публикаций в "РГ" до встреч с Дмитрием Медведевым. Однако разосланные КС две недели назад материалы свидетельствуют, что в Думе судьям не удалось достичь понимания. Как сообщили в комитете Совета Федерации, сенаторы готовы предложить создать рабочую группу по реализации неисполненных решений Конституционного суда.