Что необычного можно увидеть на кинофестивале в Москве?
Конкурсную программу "Перспективы" 31-го ММКФ открыл анимационный фильм "Первый отряд" - совместный проект России, Канады и Японии. Это единственный анимационный фильм в конкурсной программе фестиваля - в этом и его чудо. Хотя и в сюжете мистики хватает. "Первый отряд" - это анимэ про Вторую мировую войну. Идея и сценарий принадлежат авторству Михаила Шприца и Алексея Климова. Рисовали мультфильм гуру японской анимации Хирофуми Никата и Есихару Асино.
Молодые ребята придумали оригинальную фэнтези о том, как в 1942 были сформированы спецотделы по работе с оккультными науками и потусторонними силами.
В нацистской Германии этим темным делом занялся отряд магов "Аненербе". В СССР был создан Шестой отдел в разведке.
Спецотдел "Аненербе" у японских художников и российских сценаристов отдаленно напоминает историческую правду. Ведь не секрет, что в нацистской Германии к древним оккультным символам относились с большим трепетом. Работники "Аненербе" очень похожи на средневековых магов. Черные плащи, темные казематы, алые полотнища со свастиками на стенах.
Черные маги вызывают дух немецких крестоносцев и их предводителя барона фон Вольфа. Восставшие из хладных вод озера рыцари должны помочь немцам одержать решающую победу в противостоянии с советской армией в феврале 1942 года.
Шестой же отдел советской разведки занимается еще более невероятными, но крайне увлекательными вещами. Генерал Белов, глава отдела, создает спецотряд из подростков-пионеров. Называется этот отряд пионеров-бойцов - Первый отряд. Лучший боец Первого отряда - главная героиня картины пионерка Надя - обладает даром ясновидения и умеет предсказывать будущее. Генерал Белов поручает Наде отправиться в мир мертвых, вызвать из него духи погибших пионеров и сразиться с крестоносцами, тем самым обеспечив победу советских войск.
* * *
Французское кино давно любимо российскими зрителями за ту невероятную легкость, красоту визуального ряда, с которой режиссеры умеют говорить на самые сложные темы. Сохранить эту традицию удается и в современном французском кинематографе.
"Клиентка французского жиголо" (программа "Гала-премьеры") режиссера Жозиан Баласко, рассказывает о женщине пятидесяти лет, посвятившей себя карьере на ТВ и поставившей на поток свою личную жизнь. Юдит пользуется услугами молодых мужчин - жиголо. Социальная и человеческая драма? Кризис? Конечно, в кино есть и эти мотивы. Но ощущение от фильма на удивление светлое, оптимистическое.
"Я тебя съем" (программа "Перспективы") Софи Лалуа - фильм о любовном треугольнике. Главный угол этой фигуры - девушка Мари, талантливая пианистка. В нее влюблены соседка по квартире Эмма и одноклассник из музыкальной лионской школы Сами. Главное в полнометражном дебюте Софи Лалуа - то, что это настоящее авторское кино. Софи - профессиональная пианистка, она - автор сценария и вместе c оператором тщательно продумала видеоряд киноленты.
* * *
Одна женщина, одна машина, одна дорога, один последний разговор, один непрерывный план длиной в 74 минуты, который снимался двадцатью пятью камерами, закрепленными на машине. За это время зритель успевает узнать все самые сокровенные тайны героини Анны понять, в чем причина ее трагедии, а сама Анна - пережить депрессию и попытку самоубийства...
"Последний разговор" режиссера из Нидерландов Нюда Хиркенса ("Перспективы"), о котором идет речь, - современная переработка пьесы Жана Кокто "Человеческий голос".
* * *
Фильм "Событие" ("Перспективы") режиссера Андрея Эшпая - на девяносто процентов спектакль и лишь на десять - кино. Это экранизация одноименной пьесы Владимира Набокова, главные партии в которой исполнили Чулпан Хаматова, Евгения Симонова, Ольга Прокофьева, театральный актер Игорь Гордин, Евгений Цыганов и Сергей Перелыгин. Центр пьесы смещается в сторону Любы (Чулпан Хаматова), которая в отличие от героини Набокова много пьет, переживая смерть маленького сына, семейный разлад, отвращение к мужу и животное влечение к пытавшемуся ее убить любовнику.
* * *
Человек - как высказывание в действии. К такой радикальной форме пришли режиссеры-документалисты в программе ММКФ "Свободная мысль". Мартин Штрель - энтузиаст, который привлекает внимание к проблемам экологии, переплывая гигантские реки мира. Он уже успел пересечь Миссисипи, Дунай, Янцзы и наконец добрался до Амазонки. О своем спортивном и человеческом подвиге Мартин снял документальный фильм "Человек Большой реки" (приз за лучшую операторскую работу фестиваля в Санденсе, 2009 год). За время работы над этой лентой Мартин успел наглотаться мутной речной воды, повстречаться с крокодилами и анакондами. Мартин точно знает, что будет плавать до тех пор, пока весь мир не увидит, что творится с самыми большими реками мира, как вымирает рыба, исчезают прибрежные леса.
* * *
"В поисках чуда". Так можно было бы озаглавить фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" (конкурсная программа). Под Рождество сестра и брат, Аленушка и Никита, отправляются на поиски двух своих отцов. Кира Муратова снимает кино-сказку, кино, волшебно красивое по форме.
Но даже в Рождество дети не найдут тепла и поддержки, ведь от Рождества в нашем мире остались только "фантики": святочные открытки, искусственные елки, спреи с запахом хвои и фаршированная индейка.
Чудо невозможно. Даже найденные пятьсот евро у детей ворует "добрая тетенька", а "добрый дяденька" - Олег Табаков - намерен подарить беспризорного Никиту своей жене, Снежной королеве (Рената Литвинова). Нищих, никому не нужных бродяжек на улицах города, показанного Муратовой, полно. А современные юродивые - бомжи и нищие - кричат: "Богатство ваше сгнило, и гниль его будет свидетельством против вас на страшном суде". Но кто обратит внимание на эту скрипящую мелодию старой и отслужившей свое шарманки в праздничной бессмысленной суете?
Большое жюри основного конкурса в эти дни пристально вглядывается в мерцающий экран кинозала - смотрит фильмы. "РГ" заинтересовалась, что же гуру кинематографа пытаются увидеть, найти в каждом из них? По каким критериям будут судить?
Шьям Бенегал, режиссер из Индии, представитель одной из самых крупных киноиндустрий мира:
- Меня интересуют содержание и форма фильма, манера, в которой написан сценарий. Крайне важна эстетика. Интересно посмотреть, отражает ли эстетика картины культуры разных стран мира.
Сергей Тримбач, критик и исследователь кино из Украины:
- Смог ли режиссер в своей картине достичь катарсиса, который является отличительной чертой высокого искусства? Лучший фильм фестиваля должен стать фильмом-потрясением и очищением.
Ник Пауэлл, продюсер из Великобритании, руководитель Национальной школы кино и ТВ, рассуждает о кинематографе как настоящий англичанин:
- Я ищу в кино свежесть, силу и человечность персонажей. Для меня также важен юмористический, иронический взгляд на мир. К примеру, я очень люблю фильмы, в которых люди пьют чай.
Гульнара Дусматова, актриса из Казахстана, считает, что она, как единственная женщина в жюри и единственная актриса, должна оценить в фильмах "эмоциональный пласт". Гульнара попробует понять, насколько многогранными предстают чувства героев в каждой из кинолент.
Председатель жюри 31-го ММКФ Павел Лунгин, российский режиссер, сценарист и продюсер, фильм которого "Царь" уже стал событием кинофестиваля, отвечал на вопрос о своем представлении кино последним. Павел Семенович сразу сказал, что готов подписаться подо всеми высказываниями своих коллег. Правда, для Павла Лунгина есть и еще один, определяющий мотив:
- Я буду искать в каждом из фильмов фестиваля талант режиссера. Талант, который в современном кинематографе столь редок и часто подавляется продюсерским, коммерческим кино.