Руководство "Газпрома" категорически не согласно с выводами, что компания теряет свою долю на европейском рынке. И не намерено менять ценовую политику для зарубежных поставок.
С таким заявлением выступил вчера на пресс-конференции заместитель председателя правления газового холдинга Александр Медведев.
И спрогнозировал, что в этом году средняя цена газа по поставкам на дальнее зарубежье составит 280 долларов за тысячу кубометров. Это, конечно, меньше, чем в рекордном по всем показателям 2008 году, когда экспортная цена составляла 400 долларов. Но все равно неплохо и сопоставимо с уровнем цен 2007 года, полагает Медведев.
Между тем поводом для заявлений Медведева о присутствии на европейских рынках стали выводы некоторых журналистов, аналитиков инвестиционных компаний и представителей минэнерго о том, что из-за негибкой ценовой политики российскую компанию потеснят из Европы конкуренты. Буквально на днях замминистра энергетики Сергей Кудряшов, выступая на Российском нефтегазовом конгрессе, указал, что одной из проблем экспорта является "наше неумение в условиях обострения конкуренции гибко действовать на либерализованных рынках Европы". По выкладкам Кудряшова, при том, что спрос на газ в Европе упал в первом квартале этого года на 5 процентов, поставки российского топлива сократились почти на 60 процентов. В то же время европейские газовики воспользовались ситуацией и, наоборот, увеличили экспорт.
И в результате часть официальной прибыли российской компании уплыла к конкурентам.
Но Медведев не согласен с такими выводами и не видит опасности для положения "Газпрома" в Европе. Он, правда, не стал отрицать, что в четвертом квартале прошлого года и первом квартале 2009 года поставки "Газпрома" в Европу действительно были снижены. Однако вопреки расхожему мнению это связано даже не с кризисом. Дело в том, что в течение этих месяцев европейцы замещали дорогой экспортный газ отбором топлива из подземных хранилищ, куда он был закачан раньше по более дешевым ценам. В первом квартале этого года подъем газа из хранилищ вырос на 65 процентов, подсчитал Медведев. Трудности возникли, говорит он, не только у российских поставщиков, но и Алжира и Нигерии. Выиграла действительно Норвегия. Причина в том, что у них в поставках доминирует так называемый спотовый элемент, то есть срочные поставки. В то время как "Газпром" работает на основе долгосрочных контрактов, а цены на спотовом рынке в конце прошлого, начале этого года были почти в два раза ниже. Вот европейцы и воспользовались таким положением. Нельзя не отметить и еще один немаловажный факт. На объемах российских поставок газа в Европу негативно сказался конфликт с Украиной. Европейские покупатели только в январе недополучили 4,5 миллиарда кубометров топлива, хотя "Газпром" и задействовал все альтернативные маршруты доставки газа.
|
Видео: Сергей Куксин |
"Но значит ли это, что "Газпром" теряет рынок Европы? - задал вопрос Медведев. И сам на него ответил: - Я с этим категорически не согласен". Во-первых, сейчас Европе придется восполнить выбранные из хранилищ запасы, пояснил зампредседателя правления "Газпрома". При этом закачка газа в хранилища, по его словам, превысят самые смелые ожидания. Европе надо будет пополнить запасы примерно на 11 миллиардов кубометров. А это значит, спрос на российское топливо снова подскочит. Во-вторых, цена на российский газ будет сопоставима с его стоимостью у основных конкурентов, тогда как в четвертом квартале прошлого года и первом квартале этого на динамике газовых цен еще сказывался прежний рост стоимости нефти. Так что "Газпром", по словам Медведева, не видит повода для паники и пессимизма.
Ответил он и на советы активнее "играть ценами" и применять скидки. У нас есть система предоставления скидок, пояснил зампредправления. Но "Газпром", тут же уточнил он, цены не назначает, а работает по определенной формуле, которая обеспечивает нормальную деятельность компании и на пике мировых цен, и во время их спада. При этом холдинг ориентируется на долгосрочные контракты, что удобно и для потребителей газа. "Мы не конъюнктурщики, - говорит Медведев. - Для нас важно сохранение позиций на рынке". А они неплохие: на долю "Газпрома" приходится четверть мировых экспортных поставок. Да и экономического смысла выходить на спотовый рынок у компании не было. В два раза снижать цены, чтобы нарастить поставки на 3 процента, нецелесообразно.
В компании, впрочем, не скрывают, что из-за снижения цен на энергоносители придется подкорректировать инвестиционную программу. Скорее всего, примерно на год будут сдвинуты сроки по освоению Бованенковского месторождения. Но это не критично, убеждает Медведев. Компания не осуществляет поставки газа из какого-то определенного месторождения, так что ни один рынок от этого не пострадает. В то же время в "Газпроме" не оставляют надежд расширить свое присутствие за рубежом. Медведев подтвердил вчера, что в компании обсуждается вопрос по работе на Аляске и в Нигерии. Схожие климатические условия Аляски и российского Севера дадут компании возможность использовать там свои технологические наработки.
Что же касается гарантий по своевременности экспортных поставок в Европу, то здесь "Газпром", как и раньше, делает ставку на диверсификацию маршрутов. Сейчас готовится технико-экономическое обоснование по проекту "Южный поток", рассказал Медведев. К концу этого года холдинг ожидает разрешения на строительство "Северного потока" от стран, по территории которых он пройдет. При этом в ответ на вопрос об опасениях финских и шведских властей об экологичности проекта Медведев заверил: уровень подготовки "Северного потока" на порядок превосходит технологические решения по уже существующим подводным трубопроводам.