25.06.2009 03:58
Общество

Дагестанский ученый изобрел капсулу спасения для авиапассажиров

Текст:  Тимур Алиев (Махачкала)
Российская газета - Неделя - Юг России: №0 (4939)
Читать на сайте RG.RU

Участившие в последнее время авиационные происшествия заставили корреспондента "РГ" вспомнить о встрече, которая прошла полтора года назад с Гамидом Халидовым, советником председателя Дагестанского научного центра РАН.

Что же предлагает дагестанский изобретатель? В случае аварии вертолета по команде пилота или бортового компьютера включается программа спасения. Винт в течение долей секунды отсекается от вала и отбрасывается в сторону от летательного аппарата. Мини-ракета выстреливает парашют, размещенный в верхней части фюзеляжа вертолета, и вертолет плавно садится.

Для спасения авиапассажиров у Халидова также запатентовано более десяти изобретений. Одно из них - система АПАКС, что расшифровывается как авиационная пассажирская автономная капсула спасения.

- Пассажирский салон самолета и есть капсула спасения в случае аварии. Он может состоять из нескольких капсул, - рассказывает Гамид Халидов. - В течение долей секунды кумулятивные заряды по команде пилота или бортового компьютера разрежут фюзеляж самолета. Затем за полсекунды выводится парашют, купол парашюта быстро раскрывается и наполняется воздухом, капсула мягко опускается. Время, за которое срабатывает система АПАКС, так мало, что позволяет спасти пассажиров даже при взлете и посадке на предельно малых высотах, на которых происходит 80-85 процентов всех аварий. Сделанная из прочных жаростойких и легких материалов, капсула способна спасти пассажиров от огня и дыма, она не тонет в воде.

Халидов уверен, что если российский авиапром начнет встраивать АПАКС в проектируемые самолеты и первым выйдет с ними на рынок, то российскую авиацию ждут финансовый успех и возрождение.

Только одно расстраивает Халидова. Многие изобретения, призванные сэкономить государству миллиардные суммы и поднять престиж России на международном уровне, до сих пор остаются невостребованными.

Так произошло, например, с проектом создания в республике российской базы транспортного тримараностроения для развития, обустройства и обслуживания международного транспортного коридора "Север - Юг".

- Строительство в республике суперсовременных скоростных судов, транспортных тримаранов, сулит огромную выгоду республике, - говорит Гамид Халидов. - Для Дагестана, где расположен единственный в стране незамерзающий глубоководный порт на Каспии, развитие российской базы тримаранов обернется стабильным финансированием, тысячами новых рабочих мест.

Вместе с сыном Гамид Халидов форсирует написание аналитической справки "Транспортные тримараны: перспективы развития", которая попадает к бывшему российскому президенту.

- Моему удивлению не было предела, когда через несколько дней я увидел по телевизору, как Владимир Путин, принимая президента Дагестана, рекомендовал ему представить проект на Международном экономическом форуме, - вспоминает Гамид Халидов. - После этого меня пригласили в министерство экономики республики, проинформировали о том, что мои проекты войдут в дагестанскую экспозицию, но дальше изготовления рекламных листков дело так и не пошло.

Зато на первом Всемирном конгрессе инженеров, который прошел в немецком Ганновере, Халидову аплодировали несколько минут, а транспортные тримараны оценили так высоко, что назвали "кораблями третьего тысячелетия".

Наука Махачкала Юг России