25.06.2009 04:50
Экономика

Минтранс предложил регистрировать новые самолеты в России

Новые самолеты гражданской коммерческой авиации можно зарегистрировать только в иностранных государствах
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №114 (4938)
Читать на сайте RG.RU

В России до сих пор нет государственных центров сертификации новых самолетов коммерческой гражданской авиации и системы оформления прав собственности на них. И суда наших авиакомпаний регистрируются в иностранных государствах, например, на Бермудах. Об этом вчера на коллегии Росавиации рассказал замминистра транспорта Валерий Окулов.

По существу, Россия передала свои юридические полномочия в этой сфере другим странам. В нашей стране есть, конечно, несколько негосударственных сертификационных центров, но они не регистрируют права собственности. Окулов предлагает сделать ответственным за сертификацию всех гражданских самолетов государственный орган, наделив его полномочиями давать право этим организациям допускать суда к полетам. Как отметил глава Росавиации Геннадий Курзенков, сейчас мимо федеральной казны проходит 250 миллионов долларов, которые выплачивают за сертификацию самолетов негосударственным центрам.

Для того чтобы более четко обеспечивать контроль за летной годностью самолетов, по словам Окулова, необходимо создать не только государственные сертификационные центры, но и свою систему регистрации прав. Но для этого нашей стране надо подписать Кейптаунскую конвенцию о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование. На данный момент ее уже завизировали 26 государств. Но ни Россия, ни одна из стран СНГ пока не поставили свой автограф под этим документом, хотя, как заметил Окулов, никаких претензий к нему нет. В то же время без подписания этой конвенции Россия не может на своей территории регистрировать право собственности на воздушные суда.

По мнению Окулова, вступление России в данную договоренность поможет обеспечить не только комфорт владельцам судов, но и принесет выгоду - как в виде платы за регистрацию, так и в поддержании летной годности самолетов, в том числе их ремонта на российской территории. Замминистра привел в пример ситуацию с самолетами компании "ЭйрЮнион", когда лизингодатели с большим трудом вернули себе самолеты, данные этой авиакомпании в аренду. Окулов пояснил, что регистрация судов в России поможет собственникам самолетов защитить свои права на собственность и также привлечь другие страны, чтобы центры регистрации в России могли оказывать им свои услуги. В связи с этим замминистра задал присутствующим на коллегии вопрос: "Где будут регистрироваться новые отечественные самолеты "Суперджет"?" Самое правильное, по его мнению, чтобы они регистрировались как собственность не на Бермудах, а в России. Конечно, констатировал замминистра, филиалы бермудских компаний по регистрации есть в Лондоне, и они приезжают в Россию, чтобы проверить самолеты на безопасность. Однако в ряде случаев эти проверки носят формальный характер.

Окулов также вернулся к вопросу страхования пассажиров от сидения в аэропортах по вине перевозчиков. Хотя уже зарезервированы средства в федеральном бюджете на этот случай в размере 5 миллиардов рублей, чтобы компенсировать авиаперевозчикам затраты за перевозку пассажиров, оставшихся в аэропорту по вине их коллег. По мнению Окулова, "у минфина должно быть спокойствие и комфорт, что эти деньги налогоплательщиков вернутся в бюджет". И такие гарантии должны быть прописаны в рамках федеральных авиационных правил. По словам Валерия Окулова, есть два варианта. Первый - авиаперевозчик обязан внести адекватное финансовое обеспечение, согласно его объему перевозок. При этом возможна помощь банка в качестве гарантий. Вторым вариантом может стать создание накопительного именного фонда авиакомпаний. Опираясь на международную практику, Окулов отметил, что такие фонды авиакомпании учреждают кооперативно. У каждого перевозчика в этом фонде есть свой лицевой счет и средства с него снимаются, если авиакомпания не смогла выполнить свои обязательства, а за них это сделали другие. Деньги с лицевого счета идут как раз на перевозку пассажиров. В худшем варианте, когда эти деньги израсходованы, наступает совместная ответственность и средства берутся со счетов других перевозчиков. По мнению Окулова, это лучше, чем авиакомпании, взявшие на свой борт пассажиров коллеги, не получат ничего. Как это было в случае с "ЭйрЮнион".

В свою очередь заместитель руководителя Росавиации Владимир Дмитриев отметил, что в этот летний период участились задержки авиаперевозчиков и людям приходится по 12 часов и более сидеть в аэропортах. "3-4 часа ожидания уже стали нормой, и перевозчики мучают пассажиров, ссылаясь на издержки производства. Это стало уже системой и к этому привыкли". Дмитриев предложил руководителям авиакомпаний, которые присутствовали на коллегии, представить себе, что в аэропорту сидят их родственники. И отметил, что обязательно в каждой авиакомпании должны быть резервные самолеты, чтобы по расписанию осуществлять перевозки пассажиров и уйти от практики задержки рейсов.

Авиатранспорт Минтранс