25.06.2009 03:00
Власть

Спецподразделение МВД берет свидетелей под защиту

Спецподразделение МВД берет свидетелей под защиту
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №115 (4939)
Читать на сайте RG.RU

В мвдуказом президента создано уникальное подразделение - Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите. Начальник управления - полковник милиции Олег Зимин.

Причина создания нового управления в том, что человек, готовый рассказать следователю о преступлении или дать важные показания в суде, нередко подвергается опасности. Чтобы он замолчал или солгал, ему угрожают, нередко под ударом оказываются близкие свидетеля - дети, жены, родители, родственники. Теперь таких свидетелей будут брать под защиту подчиненные Олега Зимина.

Кроме них милиция берет под защиту и тех, кто мешает преступникам уйти от ответственности или совершать преступления: судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета, различных контролирующих ведомств. Например, рыбнадзора, структур по охране природы или культурных ценностей, - тех, кто мешает браконьерить, строить коттеджи в заповедниках или разворовывать музеи.

Раньше про такую защиту мы смотрели западные боевики. У нас ее узаконили пять лет назад. До принятия закона в различных правоохранительных ведомствах создавались небольшие, зачастую временно, под конкретную задачу группы, которые охраняли подвергающихся опасности. И вот теперь можно говорить о сформированном механизме выполнения федерального закона.

Правда или жизнь

Честность в суде может стоить не только здоровья, но и жизни. Аналитики ВНИИ МВД утверждают, что из 10 млн человек, проходящих в качестве свидетелей по уголовным делам, половина нуждаются в защите. И если они ее не получают, то нередко меняют свои показания, а то и вовсе от них отказываются. Не потому ли многие преступники чувствуют себя безнаказанными?

Но картина начинает меняться.

- С начала года к нам обратились за помощью около 700 свидетелей, из них примерно треть охраняются вместе с семьями, - рассказал корреспонденту "РГ" Олег Зимин. - Кроме того, мы защищаем 115 должностных лиц - судей, сотрудников прокуратуры и других контролирующих органов.

В отношении подзащитных законом предусмотрены восемь мер безопасности. По сути, это все, что мы видели в кино: смена фамилии, биографии, места жительства, вплоть до переезда со всей семьей в другую страну. Например, в Белоруссию. Для посторонних "закрываются" все анкетные данные во всех информационных базах. Просто прячут свидетеля или приставляют к нему телохранителей в милицейских погонах.

Длительность защиты зависит от наличия и степени опасности. Если человеку ничего больше не угрожает, его возвращают в прежнюю жизнь. Могут даже сделать пластическую операцию. Впрочем, по словам Зимина, такие крайние, хирургические меры пока не применялись - не было необходимости.

Иногда человек не подозревает о грозящей ему опасности. Его ставят в известность и спрашивают согласия на защиту - охранять его негласно власти не имеют права. Случается, люди отказываются - привычный ритм жизни, соображения престижа, работа оказываются дороже жизни.

Вопреки расхожему мнению о скудности средств, деньги на защиту свидетелей есть. Госпрограмма утверждена на пять лет. Всего в бюджете на эти цели предусмотрено свыше 1,5 млрд рублей. Из этой суммы МВД выделено на тот же срок 700 млн. По мнению Олега Зимина, этого вполне достаточно, но если возникнет необходимость, можно обсудить увеличение этих "спасительных" сумм.

В месяц на одного подзащитного тратят в среднем около 100 тыс. рублей. В смету включены расходы на переезд, съем квартиры, замену документов и "чистку" баз данных, поиск новой работы, питание, одежду, даже культурную программу. Конечно, полковник Зимин золотых гор не обещает, но жизнь гарантирует вполне сносную. Составляют подобное "меню" сотрудники, которым на местах приходится охранять своих подопечных. Потому и стоимость зависит от цен в конкретном городе, поселке. Разумеется, руководство все это многократно проверяет и порой вносит коррективы. Например, требует подобрать более надежную, пусть и дорогую квартиру, но урезать счет на мобильном телефоне клиента, чтобы его не смогли вычислить по переговорам.

Свидетель в "авторитете"

Как и где защититься свидетелю, который вдруг стал получать угрозы? Проще всего - рассказать об этом следователю. А тот уже вынесет постановление о необходимости защиты и направит его в управление полковника Зимина. Проверяют реальность угрозы максимум в течение трех дней. Случаев, когда следователь отказывал в таком постановлении, пока не было. Возможно, свидетель и преувеличил опасность. А если нет? Специалисты разберутся и решат, какую схему защиты выбрать. Но если следователь не отреагирует на заявление, а свидетель, не дай бог, затем из-за этого пострадает, - мало не покажется.

Можно обратиться за помощью и напрямую в милицию или непосредственно в Управление по госзащите. В дежурной службе обязаны дать телефон местного подразделения в любом регионе России, где человек сможет получить помощь.

Подчиненные полковника Зимина участвуют практически во всех резонансных делах. Правда, не потребовалась защита свидетелям на процессе по убийству Политковской. Не обращался за помощью и освободившийся недавно Буданов. Но охранять приходится всех, кто в этом нуждается, независимо от статуса и громкости преступления.

Бывает и так, что клиентами подчиненных полковника Зимина становятся т.н. "авторитетные" люди. Немало преступлений совершается организованными группами, и свидетелями зачастую становятся сами преступники, согласившиеся давать показания против "своих", рассчитывая на смягчение наказания. Понятно, что им нужна защита от бывших подельников.

Свидетеля-соучастника прячут от всех и до суда, и после. Так, для бывшего члена известной московской преступной группировки, недавно разгромленной угрозыском, в зале суда было оборудовано отдельное помещение - эдакая маленькая каморка. Никто, кроме судьи, во время процесса этого человека не видел. А его голос изменялся компьютером. Таким образом, и законная процедура суда была соблюдена, и человек защищен.

Не бросят свидетеля и в местах лишения свободы. Он не попадет в одно исправительное учреждение с теми, против кого давал показания. Никто из его знакомых вообще не узнает, где он сидит. А в самом месте отсидки его будут плотно опекать - только уже не милиционеры, а сотрудники ФСИН.

И все-таки лучшая защита - это ликвидация угрозы. Сотрудники управления не ждут, когда их клиента попытаются избить, переехать машиной или застрелить. Тех, кто угрожает, сыщики вычисляют, задерживают и предъявляют целый букет обвинений - угроза жизни и здоровью, давление на свидетеля, принуждение к даче ложных показаний.

По мнению Зимина, уже сам факт, что свидетеля взяли под защиту, отбивает охоту на него давить. В подавляющем большинстве случаев подзащитного оставляют в покое. Наверное, потому пока обходилось без стрельбы.

Во всех регионах созданы центры госзащиты, где служат подготовленные по особой программе спецназовцы. В Москве основу отдела физической защиты МВД составляют сотрудники, ранее служившие в отряде спецназа "Рысь".

Ни один человек, которого охраняли люди полковника Зимина, не пострадал. Не было потерь и среди его подчиненных.

кстати

В прошлом году защиту предоставили 596 гражданам. Из них: 187 потерпевших, 345 свидетелей, 64 других участника уголовного судопроизводства или родных и близких защищаемых.

Как защищали

Для их защиты применялись такие меры безопасности:

Дежурная служба Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД: (495) 608-18-61.

Спецслужбы