25.06.2009 04:00
Власть

Александр Яковенко: Финансовый кризис - закономерный итог завышенных ожиданий

Текст:  Александр Яковенко (заместитель министра иностранных дел России)
Российская газета - Федеральный выпуск: №114 (4938)
Читать на сайте RG.RU

В эти дни в Нью-Йорке проходит Конференция ООН на высшем уровне по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития. Российскую делегацию возглавляет заместитель председателя правительства - министр финансов России Алексей Кудрин.

Представители правительств и крупнейших международных организаций пытаются разобраться в причинах кризиса, спрогнозировать его развитие и оценить последствия. Одна из основных причин - провал сложившейся финансовой системы. У мировых финансовых институтов не оказалось инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных явлений и рычагов влияния на участников рынка. В результате мир столкнулся с серьезными экономическими потрясениями и угрозой социальной нестабильности.

Вторая причина - колоссальные дисбалансы в мировой экономике. На фоне глобального экономического роста генерируемое благосостояние распределялось весьма неравномерно как внутри государств, даже высокоразвитых, так и между различными странами и регионами мира. Для значительной части человечества по-прежнему недоступны комфортное жилье, образование, качественная медицина.

Наконец, этот кризис - еще и закономерный итог завышенных ожиданий, причем не только в бизнес-среде. Гонка фондовых индексов и капитализации стала доминировать над повышением производительности и реальной эффективности компаний.

Что же нужно для восстановления нормального функционирования мировой экономики? Очевидно, что в нынешней ситуации нужны коллективные, согласованные на международном уровне свежие решения. Комплекс острейших проблем, с которыми сегодня столкнулась мировая экономика, требует принятия глобальных усилий на легитимной основе. Универсальной, никем не оспариваемой легитимностью обладает прежде всего ООН. Именно ООН должна вобрать в себя все лучшие рецепты, выработанные "двадцаткой", "восьмеркой", региональными институтами и выйти на всеобъемлющий подход с высокой "добавленной стоимостью".

В этой связи рассматриваем проходящую в Нью-Йорке Конференцию ООН на высшем уровне по финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития в качестве этапного мероприятия, главная задача которого состоит в том, чтобы создать прочную политическую основу для консолидации усилий мирового сообщества, направленных на борьбу с глобальным кризисом.

Немного истории. Как известно, подготовку конференции взял на себя председатель Генассамблеи никарагуанец М. д`Эското, а разработкой аналитического доклада к Конференции занимается созданная им Комиссия экспертов по реформированию международной финансовой системы под председательством нобелевского лауреата Дж. Стиглица.

Работа этой комиссии была сфокусирована на выработке рекомендаций по совершенствованию системы банковского надзора, т.н. "новым вопросам" (инновационные подходы к использованию специальных прав заимствования, механизм реструктуризации суверенной задолженности, регулирование деятельности хедж-фондов и т.д.), формированию эффективных международных механизмов координации макроэкономической политики, а также реформе Бреттон-Вудских учреждений.

Целый ряд государств, прежде всего представители развивающегося мира, рассматривают конференцию как важнейший всемирный форум, в рамках которого впервые с участием всех заинтересованных сторон на высоком политическом уровне будет рассмотрен комплекс вопросов, связанных с кризисом, и запущен процесс всеобъемлющей и глубинной перестройки системы международных экономических отношений на платформе ООН.

В ходе переговорной работы по подготовке к конференции Россия проводила линию на придание площадке ООН статуса одного из ключевых форумов для поиска коллективных решений комплексных проблем, связанных с кризисом, и определения основных направлений многостороннего сотрудничества в интересах формирования новой, более справедливой и эффективной системы международных экономических отношений.

Важно при этом, чтобы ооновский форум сосредоточился не столько на сугубо финансовых мерах стабилизации положения, сколько - среди прочего - на институционных рекомендациях, позволяющих теснее увязать и повысить эффективность взаимодействия между социально-экономическим сектором ООН и многосторонними финансовыми учреждениями. Можно начать в широком составе разговор о принципах и контурах новой архитектуры международных финансовых и экономических организаций - включая возможности усиления и "перенастройки" экономической составляющей в деятельности ООН.

Конечно, по итогам нью-йоркской встречи должен быть принят весомый межправительственный документ. При этом важно избегать завышенных ожиданий - вряд ли в одночасье возможно решить все накопившиеся проблемы. Главное - запустить на платформе ООН процесс всеобъемлющей перестройки системы глобального экономического регулирования в интересах устойчивого социально-экономического развития.

У России есть конкретные предложения в отношении нового финансово-экономического миропорядка. В частности, полагаем важным, чтобы мировое сообщество сосредоточилось на решении следующих приоритетных задач:

- повысить легитимность и результативность международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе;

- сформировать эффективную систему управления рисками;

- обеспечить постоянный мониторинг ситуации, укрепить регулирование (наднациональное и национальное) и надзор за финансовым сектором;

- создать систему стимулов к рациональному поведению участников рынков, основанную на сбалансированной оценке рисков.

Конечно, в ходе одной конференции, пусть даже самого высокого уровня, невозможно решить все накопившиеся проблемы. Поэтому мы предлагаем подумать о проведении специальной международной конференции на уровне уполномоченных представителей с участием экспертов в соответствующих областях, по итогам которой могли бы быть сформированы конкретные предложения и проекты международных конвенционных договоренностей, которые легли бы в основу новой международной валютно-финансовой архитектуры.

Понимаем, что это вопрос не одного дня и, конечно же, такого рода решения должны приниматься при поддержке всех стран. Главное - обеспечить согласованность международных усилий, предпринимаемых как на платформе ООН, так и в других форматах, прежде всего в рамках "Группы двадцати".

Нельзя допустить повторения ситуации начала 90-х годов предыдущего столетия, когда вслед за рецессией в мировой экономике произошло значительное (более чем 20-процентное) сокращение объема предоставляемой помощи. При этом сконцентрироваться необходимо на поддержке наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, затронувший и Россию, наша страна подтверждает свои обязательства по оказанию помощи развивающимся странам. И в перспективе намерена наращивать объемы помощи в соответствии с утвержденной президентом России концепцией содействия международному развитию. Ожидаем, что конференция придаст дополнительной импульс усилиям ведущих экономик мира по поддержке тех стран и тех слоев населения, которые в этом особенно нуждаются.

Внешняя политика ООН