26.06.2009 03:00
Общество

Социологи составили "женский кодекс выживания во власти"

Социологи выяснили, как женщины приходят во власть и удерживаются на высоком посту
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (4940)
Читать на сайте RG.RU

Представьте себе визитку с надписью: "начальница отдела", "руководительница проекта", "шефиня-редактриса", "ведущая экспертша-аналитичка"... Ужас какой. Так не бывает. Порвать визитку и заказать новую - "начальник", "шеф", "эксперт".

Ну что ж, казенный язык - лучшая лакмусовая бумажка для того, чтобы все расставить по местам. Сколько ни говори о равноправии прекрасного пола и сильного, но факт есть факт: все сколько-нибудь руководящие должности даже официально принятых названий в женском роде лишены. Иллюстрация к классическому "право-то вы имеете, только сможете вряд ли". Женщины во власти как были, так и остаются в меньшинстве, а равенство прав вовсе не означает равенство шансов.

Почему так происходит и что об этом думают сами дамы, все-таки поднявшиеся по карьерной лестнице? Ученые Института социологии РАН со свойственной им скрупулезностью попытались это выяснить и обобщить. Для чистоты эксперимента опросы женщин, занимающих ответственные посты, они провели не в Москве и Питере, а в ничем особо не примечательных российских регионах - Пермском крае и Тамбовской области. И, естественно, дополнили полученные результаты компетентными мнениями экспертов в области гендерных проблем.

Под стеклом

Окно в Европу мы, конечно, прорубили. Но российским женщинам в этом окне застит свет мощный мужской загривок. На высоких государственных должностях "международного уровня" дам у нас практически нет. Впрочем, по статистике Россия тут не позади планеты всей: и у нас, и в большинстве стран мира женщины занимают лишь 8-10 процентов руководящих должностей высшего уровня. Исключение - лишь скандинавские государства, где от 25 до 40 процентов властных кресел отдано прекрасному полу. Во всех прочих - женщинам уготовано то, что исследователи гендерных проблем именуют "стеклянным потолком": свет виден, цвести, как магнолии в оранжерее, можно, пробиться - практически нереально.

В соответствии с Реестром государственных должностей федеральных служащих мужчины занимали на рубеже веков в России 94% высших, 85% главных, 68% ведущих должностей. Женщинам отводились в основном посты, не предполагающие принятия решений. В группу "старших" входило около 50% женщин, занимавших посты начальников несамостоятельных структурных подразделений, их заместителей, консультантов, советников, главных специалистов. Еще больше женщин было в "младшей" группе - 80,6%. На верхних этажах региональной исполнительной власти их доля составляет не более 6-9%.

После выборов 2007 г. в Госдуму были избраны 63 женщины (14% депутатского корпуса), в созыве 2000 г. было 34 дамы, в 2003 - 44. Продвинуться дамам помогло введение пропорциональной системы выборов и то, что партии (в том числе партия власти) достаточно активно включали их в свои списки. В верхней палате парламента женщин абсолютное меньшинство - 4,2%. Трое министров федерального правительства, безусловно, радуют сторонников гендерного равноправия, но не сильно их утешают.

В регионах ситуация несколько иная, чем на федеральном уровне. В парламентах женщин осталось примерно столько же, сколько и раньше (8-10%), а вот в исполнительной власти их стало больше. Особенно активно стали избирать женщин в органы местного самоуправления. Но, к сожалению, по вполне прагматичным причинам: мужчины туда не идут. Это власть, которая в буквальном смысле "на дороге валяется": главы муниципальных образований в ответе за все, работают на износ, тушат избы и останавливают коней, но особых денег и славы не дожидаются никогда. Значит - женским делом заняты, сугубо женским...

Бизнес-леди у нас тоже немногочисленны. В начале 90-х годов лишь 10% частных фирм были основаны женщинами. После кризиса 1998 г. они все-таки продвинулись вперед, но недалеко. В начале 2000-х годов женщины составляли 15% директорского корпуса, 44% лиц, пытавшихся открыть собственный бизнес, 43% занятых индивидуальной трудовой деятельностью, 41% руководителей среднего звена предприятий и фирм, 37% совладельцев и собственников фирм. Культовый фильм "Москва слезам не верит" остался красивой сказкой: женщин - директоров крупных заводов можно пересчитать по пальцам. Госкорпорации - сугубо "мужское царство". Нет "генералов в юбках" в ВПК, нефтегазовой и атомной промышленности, на транспорте...

Я от первого лица...

В структуры исполнительной власти женщины приходят, как правило, по рекомендации первых лиц - мужчин. На выборные должности - при поддержке соратников. Но вопреки шепоту завистников за спиной выдвигают их на ответственные посты вовсе не за красивые глаза или иные части тела. Как правило, эти дамы имеют хорошее образование, успели доказать свой профессионализм и, что важно, умение работать "в команде", откуда и выдвинулись наверх. Есть и второй путь - "десант на парашюте". Если женщина добилась уважения и признания в обществе, если ее имя широко известно, очень часто она украшает собой состав депутатского корпуса в региональном или федеральном парламенте. Партии таких женщин в свои списки включают сейчас особенно охотно.

Одна особенность. Очень часто при назначении на высокий пост женщину даже не спрашивают, согласна ли она туда идти. Подразумевается, что ей и в голову не придет отказать вышестоящему руководителю с его лестным предложением. "В любом случае я бы губернатору (конкретные должности здесь и далее изменены. - Е.Д.) никогда в жизни не сказала бы "нет". Он хорошо понимал, что большое уважение к нему и его авторитет в моих глазах не позволят мне отказаться. Дело было так. Я зашла к нему в кабинет, и он спросил: "Я вам предлагаю..." Я в ответ - у меня есть варианты? Он ответил: "Нет, вариантов нет, документ подписан", - рассказывает социологам одна из высокопоставленных дам. "Я подумала, что если меня приглашают, то, значит, будут помогать. И риск для меня сведется к минимуму", - говорит другая.

И, конечно, великое женское российское "надо". Поручили - значит, горы свернет. Вот и сворачивает. При этом, кстати, не требуя за свои усилия каких-то несоразмерных денег: для женщин обычно крайне важно не только материальное, но и моральное поощрение, ощущение своей "нужности, ободрение и поддержка руководства. Многие стремятся доказать первому лицу, "что он во мне не обманулся и не зря рекомендовал".

Кроме того, женщинам свойственно не просто любопытство, но и искренний интерес к работе. Власть они воспринимают как пространство для самореализации, просто "выживать" в ней ради карьеры им скучно. Женщинам хочется "совершать революции", "решать проблемы отрасли в целом", но при этом в силу своей психологии они внимательны к деталям, делают свою работу тщательно и скрупулезно. Шефы в них, как правило, и правда не разочаровываются.

Достаточно редко в беседах с социологами женщины-руководители ставили на первое место материальные соображения. Но этот фактор для них тоже немаловажен. Многие "тянут на себе" детей, семьи, близких и дальних родственников.

В политике, как показало исследование, дамы проявляют не столь высокую активность: сказываются стереотипы. Да и избиратели (в том числе и сами женщины) не горят желанием продвигать "сестер" во власть. И если для мужчины политика всегда в некоторой степени хобби, то для женщины - скорее "кухня", где от плиты не отойдешь, пока обед не сварится.

Кодекс выживания

Как они трудятся на этой кухне? Социологи попросили их поделиться рецептами выживания во власти. Получили достаточно развернутые ответы.

Власть - как джунгли. Помните их главный закон? Нет, не тот, из мультика, где Маугли торжественно произносит: "Мы с тобой одной крови". Закон джунглей, согласно киплинговскому первоисточнику, иной: "Каждый сам за себя!" Женщины во власти - такие же "подкидыши", как и "человеческий детеныш" в волчьей Стае. Однако Акела - вполне женское имя, и "не промахиваться" дамы давно научились. Так же, как и бить шакалов и тигров факелом по полосатой морде, - но с мягкой грацией пантеры Багиры. Для этого у них есть ряд четких правил. Суммировав все услышанное от успешных руководительниц и бизнес-леди, социологи составили своеобразный "женский кодекс выживания во власти".

Правило первое, на первый взгляд парадоксальное: откажись от интриг. "Откровенность выступает для меня защитой, - говорит одна из опрошенных. - Для меня не имеет значения, приятна моя правда или нет. Так легче выживать". "Если до меня доходит информация, что кто-то обсуждает мой костюм или еще что-то, значит, у него просто появилось лишнее время. Это время я обязательно займу..." - мнение дамы, занимающей в своем регионе второй по величине пост. "Да, 7 лет мне было сложно. Было несколько кланов. Мне хватило мудрости в свое время занять по отношению к ним нейтральную позицию, скорее даже профессиональную. Благодаря этому я смогла не завязнуть ни в одной из группировок", - говорит третья.

Второй принцип: опора на собственную команду. Женщины всегда тратят массу сил, чтобы ее собрать, обучить и подстроить под себя, не ломая собственные принципы.

Третий принцип: не конфликтуй и умей договариваться. Как правило, перед тем как вынести важный вопрос на всеобщее обсуждение, женщины-лидеры обкатывают его на предварительных консультациях и согласованиях. За свои принципы они готовы драться, однако "окопным боям" предшествует хорошая разведработа и вербовка сторонников.

Принцип четвертый: верь в то, что ты делаешь. Это, по мнению респонденток, сильно облегчает дело. Равно как и вера в авторитет первого лица.

Принцип пятый: помоги просящему, если можешь. Женщины-лидеры, вопреки устоявшемуся мнению о бездушных чиновниках, чувствуют себя неуютно, когда вынуждены отказывать просителям. ("Когда приходится кого-то "футболить", я просто заболеваю"). Отказывать, естественно, приходится нередко, и прекрасные принципы часто входят в противоречие с реальностью. Но важно то, что женщины вообще гораздо чаще коллег-мужчин пытаются все же "войти в положение" просителя.

Принцип шестой: не подстраивайся под власть, а меняй ее. Женщины, как выяснилось, вовсе не всегда так уж цепляются за место во власти, если однажды его заняли. Многие говорили, насколько для них важен спокойный диалог. "Если на меня кто-то повысит голос, я немедленно уйду". "Я готова оценить свою позицию и перестроиться. Я буду отстаивать свои взгляды, но делать это не агрессивно, а спокойно и плавно".

Есть ли у дам во власти принцип номер семь - делай именно то, что говоришь, социологи не уточняют. Однако в докладе своем все-таки не удерживаются от реплики: "Может быть, сделанные оценки несколько приукрашивают ситуацию? Может, не врать себе не так-то просто?"

Формальный подход

Как выяснилось в ходе опроса, женщины-руководители и их коллеги-мужчины несколько по-разному трактуют понятие "профессионализм", без которого, по общему мнению, во власти не удержаться никак. Для женщины это означает прежде всего умение выстраивать отношения с подчиненными и вышестоящим начальством, умение создать людям стимулы для работы, вовремя их поощрить или приструнить, развитую интуицию, позволяющую предсказывать ход событий, и т.д. Все это - качества, связанные с работой в команде.

Мужчины, высказываясь о коллегах-дамах, подчеркивали, что те "умеют и хотят попадать в психологическое состояние губернатора, хорошо ему резонируют, проявляют гибкость". А вот сильный пол действует напористо и агрессивно, порой сталкиваясь лбами и разбивая их в кровь.

Сами женщины-лидеры о "резонировании" говорили куда реже. По их мнению, успеху во власти способствует эмоциональная устойчивость, ответственность, коммуникабельность, умение держать слово и доводить дело до конца. А еще - способность признать, если надо, свои ошибки и не выглядеть "самодурой". Поразительно многие из опрошенных упоминали как свой явный плюс способность держать удар и быть устойчивой к стрессам. Да и меньшая, чем у мужчин, склонность к "дурным привычкам", как деликатно выразилась одна из дам, - тоже неплохо. Хотя как знать: очень многие мужчины традиционно решают нужные вопросы в "неформальной обстановке". Для женщин во власти совместные походы в баню, выезды на охоту и прочие корпоративные радости исключены в принципе: им приходится действовать только в рамках "делового этикета", иначе репутации не сохранишь и толку не добьешься.

Хотят ли женщины, достигшие карьерных высот, когда-то все же причалить в "тихой гавани"? Как правило, нет. Несмотря на перегрузки и стрессы. "Для меня работа - это реальная жизнь. Я живу здесь, я трудоголик, и мне это нравится. У меня есть только один страх - страх перед непонятным", - так сказала самая молодая из опрошенных, женщина 33 лет. Многие из более старших коллег под ее словами подписались бы без раздумий.

Заложники матриархата

Дискуссии о том, всегда ли им нужно платить за успех на работе поражением в семье, однозначного ответа не имеют. В целом, замечают социологи, среди руководящих дам примерно столько же довольны своей семейной жизнью, что и "обычные". Примерно каждая пятая женщина, участвовавшая в опросе, была не замужем или вдовствовала. У некоторых при этом, правда, были постоянные "гражданские" мужья и партнеры.

Мнения женщин-лидеров о том, как семья сочетается с руководящей должностью, разделились. Одни (их было подавляющее большинство) говорили, что работа не только не мешает семье, но и способствует повышению авторитета женщины дома, среди близких. Другие отмечали, что работа и правда мешает домашним обязанностям, но супругам удается найти взаимопонимание. Третьи считали, что работа и карьерный рост женщины ведут к разводу или делают брак напряженным, конфликтным. - "В семье я веду себя по-разному, в зависимости от обстановки на работе. Иногда, если среда агрессивна, ты приходишь домой и начинаешь строить своего мужа. А он говорит: "Ты что, совсем обнаглела? Ты должна уметь переключаться". Но переключаться бывает сложно. Дома я пытаюсь выстроить барьер от работы. Если в министерстве я командую полком, то, когда я прихожу домой, хочу, чтобы меня не трогали"...

Семейных обязанностей с женщины-лидера никто не снимает. "Суперженщинами", успевающими всегда и всюду, большинство быть не в силах. Снова - как и при выдвижении на пост - очень многое зависит от мужчины. От его мудрости, понимания, гибкости...

Когда мир в семье удается сохранить ценой усилий с обеих сторон, женщины-лидеры испытывают сильное чувство вины перед близкими, особенно детьми. Правда, некоторые опрошенные отмечали: для их мужей очень важно то, что женой можно гордиться. Хотя, от греха подальше, руководительницы и даже министры дома иногда демонстративно складывают с себя обязанности "главного по тарелочкам".

Женщин-лидеров, у которых дома постоянно происходят конфликты, в ходе опроса набралась четверть от общего количества. Их мужья зачастую категорически против карьеры супруги ("он хотел, чтоб я на даче сидела"). После развода такой женщине очень нелегко найти нового спутника жизни - далеко не все готовы принять под крыло "большого начальника". А слабых мужчин, которые к ним притягиваются по принципу противоположности, отвергают сами дамы-лидеры. Некоторые из опрошенных сказали социологам, что сознательно выбирают в жизни одиночество.

Братья или сестры?

Вопрос вопросов: а хотят ли сами женщины работать с женщинами, видеть представительниц собственного прекрасного пола на высших государственных постах и в президентском кресле? Что им как лидерам комфортнее и проще - быть "чужими среди своих" или "лечить подобное подобным"? Как ни странно, первое. Да, более половины участниц исследования отмечали, что делить руководителей по признаку пола глупо: все зависит лишь "от мозгов, от характера, от личности". Однако опрошенные почти в один голос говорили, что с мужчинами им работать проще и понятнее. Мол, женщины, конечно, могут "горы своротить", но в их характере "больше разных нюансов", они "копают глубже, обещают больше, а делают меньше", "у них больше интриг и хитросплетений". Как признала одна из опрошенных - начальник кадрового управления, назначая кого-то на руководящую должность, она при прочих равных "отдаст предпочтение мужчине. Извините, но это - жизнь". Говорилось и то, что в бизнесе, действующем по "мужским" правилам, обязательно на переговорах должен присутствовать мужчина, а женщину-руководителя в одиночку всерьез не воспримут...

Впрочем, капля камень точит. Это как с вождением машины: как ни крути, а времена изменились, и чисто мужским делом оно уже не считается. Государственная машина - не исключение. На сегодняшний день уже половина представителей исполнительной власти считает, что "менеджмент не имеет пола", две трети - что принцип равных возможностей должен осуществляться на деле.

Когда - вопрос другой. Не сегодня и, похоже, не завтра...

Справка "РГ"

Исследование "Женщина на высших этажах власти: российские практики и французский опыт" осуществлено ИС РАН в сотрудничестве с Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук в Москве в мае-октябре 2008 г. Рабочая группа: руководитель исследования, член-корреспондент РАН, директор ИС РАН, М.К. Горшков, ответственные исполнители: доктор социологических наук, главный научный сотрудник ИС РАН А.Е. Чирикова и доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Н.Ю. Лапина.

Исследование проведено с использованием метода глубинного интервью в России (на примере двух регионов) и во Франции.

Социология