26.06.2009 02:40
Власть

В России завершен процесс унификации регионального законодательства

Процесс унификации регионального законодательства по сути завершен
Текст:  Александр Рыбин
Российская газета - Столичный выпуск: №116 (4940)
Читать на сайте RG.RU

На прошлой неделе парламент Якутии после всенародного обсуждения исключил из конституции республики слово "суверенитет".

До этого аналогичная работа была проведена еще в ряде субъектов. Таким образом, выполнено поручение президента Дмитрия Медведева, данное им по итогам встречи в апреле с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным о том, чтобы довести до конца работу по приведению региональных законодательств в соответствие с федеральной Конституцией.

Якутия фактически стала последним регионом, где завершился процесс закрепления в региональном законодательстве принципа общероссийского единства государственной власти и общего суверенитета Российской Федерации. Большинство других регионов РФ уже, как выражаются юристы, гармонизировали свое законодательство с федеральной Конституцией. То есть серьезный, длившийся с начала 2000-х годов процесс унификации регионального законодательства по сути завершен.

Проблемой диссонанса региональных законодательств с федеральными законами, общими для всей страны, юристы и парламентарии занимаются давно. В 2000 и 2001 годах Конституционный суд России принял несколько решений, согласно которым конституции и уставы субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. И если с областями и краями все прошло достаточно легко и быстро, то с республиками возникли сложности.

Дело в том, что хотя формально все субъекты Федерации равны, республики называются в Конституции РФ "государствами". По этой причине, а также в силу юридической и политической неразберихи начала 90-х многие из российских республик слишком далеко ушли в процессе своего национально-государственного строительства. Настолько далеко, что в конституциях многих из них наряду с допустимыми положениями о региональных государственных языках, флагах и гимнах возникли и такие понятия, выходящие за рамки федеративных отношений, как, например, "гражданство".

А главным камнем преткновения стало слово "суверенитет". Попавшее в конституции практически всех национальных республик в составе РФ. По глубокому убеждению и Конституционного суда, и других органов федеральной власти, это слово должно быть исключено из региональных конституций как противоречащее не только федеральному законодательству, но и здравому смыслу. Причем речь идет об исключении его как из преамбул, так и из статей региональных конституций, отсылающих к понятию "суверенитет".

"Исходя из того, что суверенитет РФ включает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Федерации, КС пришел к выводу, что республики в составе РФ, как и другие субъекты, статуса суверенного государства не имеют, и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным", - говорится в письме КС РФ, адресованном лидерам политических партий, главам исполнительной, законодательной и судебной власти регионов, а также руководителям федеральных СМИ.

Более того, как подчеркнул в одном из интервью председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, "само присутствие термина "суверенитет" в республиканском законодательстве способно вызвать деструктивный эффект". Давая поручение о завершении процесса гармонизации федерального и регионального законодательств, президент Дмитрий Медведев высказался еще более конкретно: "Затягивать с ревизией местных правовых норм не следует, в конечном итоге от этого зависит судьба нашего государства, особенно в период трудностей", - сказал президент в апреле.

И вот на прошлой неделе Якутия завершила процесс приведения своего законодательства в соответствие с федеральным, устранив последнее противоречие в своей конституции. Председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов назвал это "абсолютно нужным и правильным". Поскольку, по его словам, "мы все - граждане Российской Федерации, и есть суверенитет независимого государства Россия. И других суверенитетов быть не должно". По мнению Миронова, так называемый "субъектовый суверенитет" недопустим.

Член Общественной палаты РФ, заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Владислав Гриб также приветствует решение парламента Якутии. Он обращает внимание на то, что исключение понятия "суверенитет" из Конституции республики никоим образом негативно не скажется ни на социально-экономическом развитии региона, ни на самоощущении якутского народа.

В Конституции России речь идет обо всех народах России вместе взятых как о единственном носителе суверенитета и единственном источнике власти. "Это Конституция многонационального государства, о чем в ней прямо и говорится. То есть она в равной степени защищает интересы и якутского, и русского, и татарского, и всех других народов нашей страны", - объясняет Владислав Гриб.

По его мнению, то, что именно Якутия - "самый большой по площади субъект России - завершила процесс приведения своего законодательства в соответствие с федеральным, является большим шагом вперед". "И еще более важно, что этот процесс прошел не просто безболезненно, но и крайне эффективно, прежде всего для самой Республики Саха", - добавляет юрист.

В самой же Якутии парламентарии считают принятое решение вполне рутинным. "Мы просто выполнили требования Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Республики Саха (Якутия)", - говорит председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Якутии Виталий Басыгысов. Он тоже уверен в том, что суверенитет не может быть двухуровневым. "Если он есть у Российской Федерации, значит, его не может быть у субъектов РФ", - подчеркивает спикер якутского парламента.

Госуправление