29.06.2009 04:00
Культура

Майкл Манн представил на закрытии ММКФ свой новый фильм "Джонни Д."

Майкл Манн представил свой фильм на закрытии ММКФ
Текст:  Сусанна Альперина Сергей Куксин
Российская газета - Столичный выпуск: №116 (4940)
Читать на сайте RG.RU
Пресс-конференция режиссера фильма "Джонни Д." Майкла Манна. Фото: Сергей Куксин

Кинорежиссера Майкла Манна уже называют киноклассиком. Он - автор таких картин, как "Схватка", "Свой человек", "Последний из могикан", "Соучастник", "Полиция Майами. Отдел нравов", приехал в Москву представлять фильм-закрытие кинофестиваля.

Картина сняла по книге Брайана Борроу "Враги общества" и в США идет под тем же названием. Для российского зрителя картину переименовали, назвали "Джонни Д.". Смысл игры названия таков: знаменитого гангстера, легендарного грабителя банков Джона Диллинджера играет звезда Голливуда Джонни Депп.

- Вам понравилось российское название "Джонни Д." - конечно же, журналисты сразу же задали Майклу Манну этот вопрос:

- Насколько я понимаю особенности национального мышления - для России это успешное название для фильма. Но лично я не был в восторге, когда это услышал. Американское название "Враги общества" более точно отражает суть того, что я хотел передать. Но, наверное, так должно быть.

Те зрители, которые на церемонии закрытия фестиваля, после официальной части более двух часов смотрели фильм Майкла Манна, разошлись, что называется, "под впечатлением". Многие пытались понять - что же это было - действительно художественный фильм в жанре гангстерской саги или почти документальная кинохроника в жанре реконструкции событий Америки времен Великой Депрессии. Сходились лишь в одном: тройка актеров, исполнителей главный ролей - грабителя Джона Диллинджера (Джонни Депп), его подружки Билли Фречетт (Марион Котийяр) и сотрудника ФБР Мелвина Первиса ( Кристиан Бейл) показала превосходное мастерство.

 
Видео: Сергей Куксин

А вот что разъясняет зрителям про свою новую работу сам Майкл Манн:

- Снимая эту картину я преследовал две цели. Одна - сделать драму, основанную на характерах. И вторая - насколько это в моих силах- поместить аудиторию в рамки формата житейского опыта Джона Диллинджера. Чтобы зритель оказался в той эпохе, а не просто наблюдал за ней. Чтобы мог себя почувствовать в Чикаго, в машине, ночью под дождем… То есть, я хотел непосредственного погружения зрителя в подчеркнутую реальность обстановки 30-х годов.

- Герой Джонни Деппа - невероятно привлекателен, несмотря на то, что он - грабитель. Ему будут пытаться подражать. Не ставили ли вы это сверхзадачей фильма?

- Действительно, Джон Диллинджер был невероятно харизматичен и популярен. Он был народным героем и при этом социальным преступником. В Америке четвертый год шла великая депрессия, Люди ненавидели банки - представьте себе, что вы копили деньги, а потом все это обесценилось. Конечно же, грабитель банков был для них героем. Он оказался преступником 19-го века посреди 20-го. Силы, которые его подавляли, были, я бы сказал, эволюционными, дарвинистскими. Организованная преступность была возведена в корпорацию. Это было, как в Италии, как в СССР… Сейчас такое трудно представить.

- Это случайность - то, что четвертый год американской депрессии совпал со вторым кризисным годом в наше время?

- Конечно. Мы начали снимать еще осенью 2007 года.

- Вы ведь начали писать сценарий еще в 70-е годы…

- Да, это так. Я был заинтересован в появлении в кинематографе такого человека, как Гувер (Джон Эдгар Гувер - руководитель и создатель Федерального Бюро расследований. - Прим. С.А.). Он не симпатичен для меня, но он - эволюционен. Он, например, стер из архивов такого человека, как Мелвин Первис, потому что приревновал его к славе. Именно Первиса считали убийцей Диллинджера - и все лавры достались ему. Мы сотрудничали с ФБР, и, когда попросили посмотреть дело Первиса, то увидели в нем одну лишь бумажку. Все остальное было уничтожено. Гувер стер его, как в свое время Сталин пытался стереть некоторых людей.

- Каково вам, когда вас при жизни называют классиком? Что вы будете делать, если завтра зритель не будет ходить на блокбастеры - какое кино станете снимать?

- Когда я начинаю работать, то задаю себе вопрос: как сама себя должна преподнести эта история? И второй - как содержание должно взаимодействовать с аудиторией?

Я всегда снимал те фильмы, которые хотел. Так и здесь: я снимал то, что происходило на самом деле, и основной упор делал на содержание.

Диллинджера произвела история. У него в трехлетнем возрасте умерла мать. Он пытался хулиганить, привлекая к себе внимание, но отец этого не понял и бил его. Он украл 50 долларов и на 10 лет попал в тюрьму. Тамошняя среда его и сформировала. Этот человек оказался популярным, так как люди понимали: в тюремной системе что-то не то…

Джон Диллинджер - это человек, который не верил в будущее. И это таинство меня в нем привлекало. Это было то время, когда каждая история заканчивалась одинаково - смертью, как писал Хемингуэй.

И еще: мой фильм не несет никакого посыла с точки зрения дидактики. Я делал упор на нечто эзотерическое. На ощущение фантастики. Я пытался человеческие ощущения зрителя упаковать в обертку фильма.

- Почему вы выбрали на главную роль французскую актрису?

- Причина тому - превосходство ее артистизма. Я всегда верю во внутренний мир человека. Она - талантлива, амбициозна, с серьезным подходом к любым тренировкам. Она пришла ко мне в офис. На ней не было ни грамма косметики. И с ней не было рядом никого из помощников. Но сразу же ощущалась актриса крупного калибра.

И история любви, показанная в фильме - это же все было по-настоящему. Предки Билли были из индейского племени, а таких, как она, в Америке считали людьми второго класса. Их культуру уничтожали. И она скептически относилась к властям. Билли была таким же аутсайдером, как и Диллинджер. Она не знала каковы должны были быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной так же, как и он. Но он был готов отдавать и делиться. И они составляли симбиоз. Когда ее отняли у Джона, очевидцы говорят, что он плакал, как ребенок. А после его смерти в реальной жизни, Билли ездила с его отцом в турне по городам, рассказывая о своем любимом, написала пять статей в газеты об их отношениях - ей надо было выживать.

Потом она вернулась в Висконсин и прожила там до 60-ти лет.

Мы отправили актрису Марион Котийяр в индейское племя. Она там жила и изучала материал, работала над акцентом… Находилась под большим впечатлением.

- В картине есть эпизод, когда преступник Диллинджер заходит в отдел полиции, специально созданный для его поимки, и никто его не узнает… Это было в реальности?

- Да. Только случилось не в тот же день, когда его поймали, как в фильме, а на три дня раньше. Он пришел в комнату, где сидели детективы. Они слушали матч по радио и не обратили на него внимания.

Мы все снимали в реальных условиях - и камеру в тюрьме, где он находился, и "Маленькую Богемию" - место, где прятался Диллинджер, и ту комнату, которую он занимал. Даже дверная ручка, за которую брался Джонни Депп, была настоящая. И то место, где убивают главного героя - квадратный фут на мостовой, куда опускается его голова - тот же самый. И, падая, Джонни Депп, видел ту же картину, что и Диллинджер. Все было точно биографически выверено. Мы приезжали снимать в банки и их сотрудники знали, что приедет Джонни Депп. И готовились к этому.

Хитрость при создании этого фильма состоит в создании условий, максимально реальных. И это означает, что фильм правдив.
 

Кино и ТВ