29 июня телеканал "Культура" начинает серию трансляций с международного фестиваля "Кремль музыкальный".
Этот фестиваль под руководством известного пианиста Николая Петрова состоялся в Оружейной палате Московского Кремля уже в десятый раз. Одним из самых ярких концертов программы стал клавирабенд французского пианиста Сиприена Катсариса.
Российская газета: Вы не первый раз в Москве. Какое у вас впечатление от российской столицы?
Сиприен Катсарис: Я в третий раз приезжаю в Москву, и можно сказать, что это мой любимый город. Впервые я приезжал сюда в 1970 году на Конкурс имени Чайковского. Я не стал его финалистом, к сожалению. Но, как ни странно, советская пресса тех лет превозносила меня до небес, да и публике я понравился. Кстати, недавно мы выпустили диск с архивными записями того времени. Следующий мой приезд в Москву состоялся в прошлом году: пианист Александр Гиндин предложил мне принять участие в концерте для четырех фортепиано. Мы сыграли эту программу в Светлановском зале Московского международного дома музыки и в Большом зале консерватории. А в этом году мы вместе с Гиндиным принимаем участие в фестивале "Кремль музыкальный".
РГ: Как вы вообще воспринимаете Россию?
Катсарис: Я восхищен российской музыкой, преклоняюсь перед богатейшей творческой традицией вашей страны. Я столько раз записывал композиции русских музыкантов - Скрябина, например. Также я выпустил диск произведений одного русского композитора, которого, я уверен, в России практически не знают. Он уехал из страны во время революции, жил в Берлине, давал концерты в Европе, и само его имя при советском режиме было запрещено. Я имею в виду Сергея Борткевича. Это удивительно - я рассказывал о нем и Гиндину, и Михаилу Плетневу, и Николаю Луганскому, но они ничего о нем не знали. Я также записал двойной диск, который называется "Русская музыка". В него вошли: Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром N 3, Чайковский - Концерт для фортепиано с оркестром N1, а также произведения Прокофьева, Щедрина, Скрябина. Так что я смело могу признаться в своей любви к русской музыке - я доказал ее своими записями.
РГ: На фестивале "Кремль музыкальный" вы играете произведения композиторов-романтиков. Значит ли это, что вам ближе романтизм?
Катсарис: Вовсе нет. Я записал множество произведений барочной музыки, в особенности Баха. В Зальцбурге и в Вене я исполнял фактически все произведения Моцарта. Так что можно сказать, что я играю всех понемножку: от средневековой музыки до настоящего авангарда. Но я всегда стараюсь включить в свою программу наряду с признанными шедеврами и произведения, менее знакомые широкой публике. И в этот раз я играю Луи Моро Готшалька, малоизвестного американского композитора XIX века, первого американского виртуоза игры на фортепиано. Когда он приехал в Европу, его выступлениями восхищался сам Шопен, которому, как известно, было так сложно угодить: ему не нравились ни Лист, ни Шуман, ни кто-либо другой из его современников, - ему нравился только Беллини.
На "Кремле музыкальном" я также представляю Грига, "северного Шопена". Его произведения - это музыкальные поэмы. Кстати, Грига много исполнял Эмиль Гилельс - великий советский пианист, но мне кажется, сейчас его сочинения звучат незаслуженно редко. И еще я играю пьесы Листа, которые исполняют нечасто, - "Траурную прелюдию" и "Траурный марш" и "Навязчивый чардаш". Я также исполняю последнюю сонату Шуберта, которую он написал незадолго до своей смерти и в которой он воплотил все свое отчаяние.
Справка "РГ"
Сиприен Катсарис - выпускник Парижской консерватории. Слава к нему пришла после победы на Международном конкурсе молодых исполнителей Юнеско (Братислава, 1977). Затем был Международный конкурс Чиффра (Версаль, 1974) и Конкурс имени королевы Бельгии Елизаветы в 1972 году. Сиприен Катсарис выступал с такими великими дирижерами, как Леонард Бернстайн, Мстислав Ростропович, Курт Мазур, Владимир Федосеев.