В столице Татарстана прошел Межрегиональный форум малого и среднего бизнеса, посвященный проблеме импортозамещения. Его организаторами выступили правительство республики и общероссийская общественная организация "ОПОРА России".
Еще недавно завоевание внутреннего рынка было, что называется, "личной головной болью" российских производителей. В нынешних же условиях импортозамещение стало антикризисной мерой, в реализации которой заинтересованы все. Другое дело, что занять потенциальные ниши по-прежнему непросто. По словам президента "ОПОРЫ России" Сергея Борисова, одна из причин этого - нецивилизованная система сертификации. "Мы тратим колоссальные деньги и время лишь на то, чтобы доказать, что мы не верблюды", - сетует он. Особенно остро с этой проблемой сталкиваются фермеры. Дело доходит до абсурда, когда на освидетельствование скоропортящихся товаров требуется 30 дней. Ускорить процесс, как водится, можно только через взятку. И даже после этого реализовать свой товар бизнесменам от сельского хозяйства крайне сложно. Крупные торговые сети отказываются принимать их продукцию.
Ясно, что такая система не только не способствует импортозамещению, она просто отбивает всякое желание заниматься этим бизнесом и отпугивает начинающих предпринимателей. Как альтернативу ей "ОПОРА России" разработала концепцию агропромышленного парка по аналогии с технопарками и бизнес-инкубаторами. По сути, это производственная площадка полного цикла. Здесь можно будет обучаться на фермера, перерабатывать, хранить и продавать сельхозпродукцию. Таким образом, максимально упрощается механизм доставки товара от производителя к потребителю.
- И фермерам не придется стучаться в двери мясокомбинатов, - говорит Сергей Борисов. - Там их не ждут, потому что они "заточены" под брикетированное импортное мясо.
Пусть потребитель сам выбирает, идти ему в супермаркет, где мороженые импортные продукты, или на рынок, где парное мясо и свежие овощи.
Первый такой агропромпарк появится в Татарстане. Идею уже поддержал первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. Осталось договориться с федеральным центром о софинансировании проекта, например, в соотношении 50 на 50. Приблизительная стоимость - 400 миллионов рублей, а создать его при наличии средств можно за девять месяцев.
- Это уникальный механизм, - считает Сергей Борисов. - Он позволит производителям разрешить противоречия с торговыми сетями. Наступило время, когда в малое предпринимательство людей будут заманивать.