30.06.2009 05:00
Общество

Сергей Пономаренко: Все, что касается хранения и обработки результатов ЕГЭ, строго засекречено

Как обрабатывают результаты Единого госэкзамена
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №117 (4941)
Читать на сайте RG.RU

До 5 июля принимаются заявления от желающих сдать Единый госэкзамен во "вторую волну". По подсчетам специалистов, в ней примут участие около 750 тысяч человек.

Результаты первого "захода" ЕГЭ уже известны: сотни экспертов в регионах и в Москве обрабатывали экзаменационные бланки буквально день и ночь. Сейчас - небольшая передышка. О том, какой путь делает бланк с ответами Единого госэкзамена до того, как превратится в баллы по определенному предмету, рассказывает директор Федерального центра тестирования Рособрнадзора Сергей Пономаренко.

Российская газета: Сергей Николаевич, всем интересно, что происходит с бланками ответов ЕГЭ, когда выпускник сдает их и выходит из аудитории?

Сергей Пономаренко: Схема такая. Ученик сдает заполненные бумаги. Они запаковываются в отдельные конверты, чтобы не было возможности до момента сканирования материалов выяснить, кому они принадлежат. То есть все бланки регистрации с данными выпускника лежат в одном месте, бланки с ответами частей А и В - в другом, ответы на часть С - в третьем, черновики тоже отдельно.

РГ: По конвертам это распределяется на глазах у выпускника?

Пономаренко: Так должно быть. Упакованные конверты попадают в Региональный центр обработки информации, где присходит компьютерное сканирование. Специальная программа считывает информацию и переводит ее в цифровую форму.

Следующий пункт - верификация, то есть сравнение оригинала, который сканировала машина, и того, что после распознавания появляется на экране. Этим уже занимаются эксперты, смотрят, все ли символы в оригинале компьютер "считал" правильно, не принял ли семерку за единичку. Неточности исправляются, и только после этого весь массив работ из определенного региона направляется сюда, в Федеральный центр тестирования.

РГ: Каким образом?

Пономаренко: По защищенному интернет-каналу связи. Все, что приходит из субъектов и потом отправляется обратно, - идет только по защищенным каналам, которые обеспечены специальными кодовыми цифровыми и электронными подписями. Довольно серьезный уровень.

РГ: А чем занимаются эксперты в вашем центре? Ведь все работы вроде бы уже проверены в регионе?

Пономаренко: Не совсем так. Эксперты в регионах проверяют лишь часть С, а мы проводим в автоматическом режиме централизованную проверку частей А и В.

Но прежде чем приступить к этому, еще раз перепроверяем с членами предметных комиссий - теми самыми, кто работал над вопросами для контрольно-измерительных материалов. Более того, эксперты тщательно смотрят на те задания, где данные ответы лежат, скажем так, за пределами "ключей".

Допустим, в одном из заданий по русскому языку нужно было дать четыре ответа, расположив их через запятую. Но ученик невнимательно прочитал инструкцию к заданию и написал их через дефис или через пробел. В таких случаях наши предметники смотрят, насколько форма ответа влияет на его суть. Безусловно, если суть не меняется, ответ верный, то на оформительские недочеты можно закрыть глаза. После такой сверки все снова "загоняется" в электронную базу и окончательно там обрабатывается. Готовые результаты мы отправляем в регионы, и там уже ученик узнает свои баллы.

РГ: По пути к вашему кабинету - несколько дверей с устрашающими табличками: "Посторонним вход запрещен". Что там?

Пономаренко: Там как раз и находится мозговой центр обработки результатов ЕГЭ. Те обезличенные бланки, которые обрабатываются в субъектах РФ, здесь приобретают, так скажем, "человеческий образ": имя, отчество, паспортные данные, привязку к тому или иному населенному пункту, к школе. За фамилией четко закрепляется результат, который человек потом сможет предъявить при поступлении в вуз. Поэтому, сами понимаете, все, что касается хранения и обработки этой информации, должно быть строго засекречено. За теми дверями работают специалисты высочайшего уровня и класса - наши программисты, а также находятся серверы и компьютеры, на которые стекается информация не только со всей России, но и еще из 53 стран мира, где есть русские школы и где выпускники сдают ЕГЭ.

РГ: Как быстро пересылаются данные? Одно время школьники жаловались, что результаты ЕГЭ не приходят в срок.

Пономаренко: Наша программа позволяет обработать весь массив данных очень оперативно. Как только мы утвердили на заседании комиссии минимальный балл по предмету, буквально в течение 12 часов формируются итоговые результаты и отправляются в регионы. В среднем скорость перемещения - полдня. Все посылается, естественно, в электронном виде автоматически. Главное, чтобы сервер работал, было бы электричество и не упал бы канал связи. Это четко контролируется на всех этапах, есть резервная линия связи - на случай форс-мажора.

РГ: Проблемы доставки результатов и свидетельств в отдаленные уголки России на оленьих упряжках больше нет?

Пономаренко: Остались еще некоторые муниципальные образования, с которыми пока невозможно наладить интернет-связь. Если поезд туда не идет, самолет туда не летит, существуют, возможно, речные пути доставки, вертолет в конце-концов. Конечно, в этом случае сроки получения результатов могут немного увеличиться. Но таких мест в России становится все меньше.

РГ: Кстати, свидетельства сейчас печатают сами регионы. Вы как-то контролируете этот процесс?

Пономаренко: Сейчас, когда ЕГЭ перешел в штатный режим, полномочия субъектов РФ по подготовке, проведению, получению результатов Единого госэкзамена значительно расширились. Но, чтобы напечатать свидетельства, нужна специальная программа, а также весь массив фамилий сдававших ЕГЭ и их баллы. Вся эта информация приходит из Федерального центра тестирования. Конечно, мы следим за тем, как оперативно регионы печатают свидетельства. Если возникают какие-то технические проблемы - помогаем.

РГ: Знаю, что при центре тестирования работает "горячая линия" по ЕГЭ. Какая свежая жалоба у вас в работе сейчас?

Пономаренко: Вот буквально "с колес" - ситуация в Пскове. Выпускник не нашел в таблице результатов своего имени. Выяснилось, что при заполнении бланка ответов он сделал ошибку. По правилам организатор может заменить ему весь экзаменационный пакет, выдать новый из запасных комплектов. В этом же случае, скорее всего, по невнимательности ответственного взрослого ребенок получил не весь пакет, а лишь один бланк, на котором и сделал ошибку.

А ведь каждый ЕГЭ-пакет имеет собственный уникальный цифровой и штрихкод. В результате получилось, что регистрационный бланк с одними данными, а бланки ответов - с другими. То есть вроде бы и есть человек, зарегистрирован, а бланков ответа на него нет. Компьютер посылает сигнал о несоответствии.

Иногда удается оперативно решить проблему и найти потерянного человека. Как в этот раз. А в Карачаево-Черкесии, когда такая несостыковка произошла у двух десятков сдававших ЕГЭ, возникло подозрение о подлоге документов. Там было принято решение аннулировать результаты и отправить ребят сдавать экзамен в резервный день.

К сожалению, процентов 40 обращений, которые приходят к нам на "горячую линию", - анонимны. Это в разы усложняет работу. Люди обозначают проблему, а когда мы просим конкретики - кладут трубку. Хотелось бы, чтобы они понимали - их звонки помогут избежать проблем в будущем, но только если мы будем знать точно, где произошло нарушение.

Образование