Вчера в обстановке жесткой общественной дискуссии в Выставочном зале федеральных архивов начала работу долго ожидаемая выставка "Идеология и практика украинского национализма. ОУН и УПА в 1939-1956 годах: свидетельства документов".
Ее открыл глава Росархива Владимир Козлов, который подчеркнул уникальность события:
- У рядового российского зрителя впервые появилась возможность заглянуть на эту страницу нашей истории. В советское время упорно скрывалось наличие вооруженного подполья и националистических формирований на территории Западной Украины. Поэтому сейчас история "войны после войны" стала мощным инструментом в политических манипуляциях. Впрочем, так же, как тема голода на Украине в начале 30-х годов, переросшая в тему "голодомора".
Что же касается науки, то российские историки начали, наконец, преодолевать свое отставание от своих украинских коллег в изучении деятельности ОУН и УПА. При всей сложности открывшейся картины, а в выставке использованы документы Архива президента РФ, Центрального архива ФСБ России, Госархива, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного военного архива и архива кинофотодокументов, для неангажированного ученого становится ясно: националистическое движение на Украине, направленное на разрушение советского государства, сотрудничало с фашистами. А это никакой борьбой за самостийную Украину оправдать нельзя.
В своем пресс-релизе организаторы выставки обещали быть объективными и беспристрастными, чтобы понять и "преодолеть эту трагическую страницу не только украинской, но и нашей общей истории". Насколько это получилось? У первых посетителей было разное мнение на этот счет. Например, правозащитников шокировала огромная, размером А-4 карточка партийного учета Лаврентия Берии - "как любой артефакт" кровавого режима".
Однако она раритетна, объяснил директор фонда "Историческая память" Александр Дюков: во-первых, Берия занимался борьбой с националистическими формированиями, а во-вторых, все остальные уничтожены в 1953 году после расстрела Берии.
Особый интерес журналистов вызвали документы о сотрудничестве ОУН с немецкими спецслужбами, которые впервые вышли под вспышки фотокамер из архивов.
- Их не видели пока ни в России, ни на Украине, ни в Германии, - комментирует Дюков.
Под стеклом большой и редкий портрет главы ОУН Андрея Мельника, пожелтевший лист с информацией о съезде националистов Западной Украины по случаю "праздника возрождения украинского государства 30 июня 1941 года".
И еще один "говорящий" документ - распоряжение командования германской наружной полиции о создании печально известных батальонов "Роланд" и "Нахтигаль".
Освещена и деятельность советской стороны. Есть документы о высылке семей "подпольщиков", списки расстрелянных бойцов УПА с кличками, которые звучат сегодня печально-смешно - Барсук, Береза, Мститель.
И уникальная стилистика первого секретаря ЦК КП(б)У Хрущева на совещании по вопросу борьбы с националистами тоже расскажет умному зрителю многое: "Всегда можно увидеть, если человек лебезит или врет, а мы ведь видим, что абсолютное большинство масс идут за нами искренне, так могли бы иметь среди этих масс своих агентов... Ведь село всегда узнает, где бандиты и кто они. В селе, когда украдут гуся, то там сразу скажут - это сделал Гришка. А если муку - то скажут - Федька".
В общем, тот, кто не отвык думать, вряд ли сделает однозначный вывод об увиденном.
Итак, началось все вспышками фотокамер и официальными речами, а закончилось тем, что один из посетителей вдруг запел попурри из маршей бойцов националистических формирований. Его под белы рученьки очень доброжелательно вывели на воздух пожилые женщины - смотрительницы выставочного зала. Где "городской сумасшедший" и рассказал, что собирает материалы для энциклопедии по песенному наследию Великой Отечественной войны, но нигде их не может опубликовать, вот и решил хотя бы таким скандальным образом заинтересовать потенциальных издателей.
Яна Примаченко, сотрудник Института истории Украины НАН Украины, специалист по украинским националистическим движениям:
- Хочется процитировать в связи с открывшейся в Москве выставкой известного украинского историка и философа Ивана Лысяка-Рудницкого: "Дружественные равноправные нации не должны бояться вспоминать конфликты, которые разделяли их в прошлом". Процесс формирования новых национальных историй на постсоветском пространстве привел к политизации ряда тем, которые противоречат созданной в советский период концепции дружественных и братских народов союзных республик. В данном контексте вопрос неприятия российскими историками ряда болезненных для украинской национальной истории вопросов, среди которых и деятельность ОУН и УПА, не является чем-то уникальным.
Следует отметить неоднозначность оценок деятельности украинского националистического движения и в самой Украине: от крайних апологетических позиций до полного неприятия и осуждения данного исторического факта, что, опять-таки, связано с наследием советской эпохи. Ослабление центробежных сил, вызванных процессом дезинтеграции СССР, дает надежду на формирование объективного подхода к оценке событий национальных историй бывших союзных республик. Так, последнее время в России появляется все больше политически нейтральных исследований, посвященных проблеме ОУН-УПА, таких как работы А. Гогуна, цикл статей в журнале "Независимое Военное Обозрение". Только преодоление идеологических и пропагандистских штампов советской истории, равно как и отказ от политизации данного вопроса, позволит историкам как Украины, так и России качественно выполнять свою работу, подойдя к проблеме ОУН-УПА как к историческому факту, а не элементу государственной политики.