С 1 июля вступает в силу пункт 11 статьи 2 закона, вызвавшего во время его обсуждения немало споров. Его название - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
На бытовом языке это будет звучать так: частично с 1 июля, а полностью с 1 января следующего года, когда и остальные пункты закона вступят в силу, жизнь ЧОПов круто переменится. Большинство предложений, ставших основой документа, подготовило МВД.
Законодательство о частных охранных структурах меняется, можно сказать, революционно. Смысл изменений - в жестком контроле почти миллионной армии сотрудников ЧОПов, служб безопасности и телохранителей.
Сейчас всего в России действуют более 27 тысяч ЧОПов. В охранных структурах состоят почти 800 тысяч сотрудников. При этом налицо тенденция их активного размножения: ежегодный прирост численности составляет 15-20 процентов.
Что конкретно изменится в жизни этой армады вооруженных людей, сопоставимых по численности с настоящей армией? Новый закон запретит коммерческим фирмам и прочим компаниям создавать собственные охранные структуры. Например - службы безопасности. А уже созданным придется стать самостоятельными и поменять учредителей. Введены обязательные требования к охранным структурам - уже на стадии создания их можно учреждать только в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Почему потребовались такие новации? По мнению МВД, иные ЧОПы, учреждаемые под какую-нибудь компанию, создавались с единственной целью - чтобы легализовать ношение оружия. Причем далеко не только самими охранниками. В реальной жизни происходило активное самовооружение коммерсантов, которые формально сами с собой заключали договор об охране своего же имущества. В МВД считают, что это была профанация закона, граничащая с преступлением. Корреспонденту "Российской газеты" привели немало примеров, когда с участием ЧОПов проводились силовые рейдерские захваты. Захватывали как предприятия, так и частные квартиры, дома, участки земли. Частный охранник не госслужащий и не сотрудник правоохраны. Он сделает все, что ему прикажет босс, даже если это будет противоречить закону.
Поэтому предполагается, что, если ЧОП перестанет быть карманным инструментом богатенького Буратины, а обретет статус самостоятельного органа и заключит с фирмой договор, вероятность исполнения незаконных команд резко упадет. Ведь теперь усиливается ответственность как руководства ЧОПа, так и самих охранников.
Изменится и порядок хранения оружия. Сегодня в охранных структурах - 118 тысяч стволов. В год милиция получает больше 50 тысяч различных жалоб на действия частных охранников. Половина этих жалоб связана с незаконным, а то и откровенно преступным применением оружия.
По закону же оружие будет передано милиции, а она в свою очередь будет давать его во временное пользование ЧОПам. Например, его переоформят на баланс МВД и передадут в аренду охранным структурам. При этом все стволы останутся в ружейных комнатах ЧОПов, а сама аренда будет бесплатной. То есть денег с охраны не возьмут, но контролировать будут.
МВД уверено, что так оружие будет более надежно храниться и оперативно проверяться. Кроме того, некоторые детали оружия должны быть специально покрашены. Например, карабин "Сайга", применяемый в частной охране, внешне похож на автомат Калашникова. Чтобы не пугать людей, цевье охранного карабина теперь покрывают белой краской.
Еще частным охранникам запретят носить армейский камуфляж - для них разработана специальная форма.
Но помимо усиления контроля над охранными структурами закон защищает и их интересы. Например, если охранник в чем-то переусердствовал и нарушил правила или законодательство, из-за него раньше лишали лицензии сразу все предприятие. Теперь усилена персональная ответственность каждого сотрудника ЧОПа. Виноват - уволят и лишат права работать в охранной среде только его, а структура будет работать дальше.
Более того, у охранников появились и новые права. На некоторых режимных объектах, а также на предприятиях, где производят, например, молочные и мясные продукты, ширпотреб и нефтепродукты, узаконены и регламентированы новые правила. В том числе - личный досмотр граждан.
Чтобы защитить предпринимателей от конкуренции, в Россию не пустят иностранные ЧОПы.
Новый закон позволит милиции более широко привлекать ЧОПы к охране общественного порядка. Например, частные охранники вместе с милицией станут выезжать по тревожному вызову сигнализации в школу, детский сад или приватизированную квартиру. Хорошо подготовленные и вооруженные бойцы-чоповцы, среди которых немало бывших спецназовцев, усилят группы быстрого реагирования милицейской вневедомственной охраны. Если надо - они поддержат людей в форме в схватке с преступниками или выступят понятыми и свидетелями. Это позволит значительно увеличить количество таких тревожных подразделений и сократить время прибытия к месту происшествия. В свою очередь, присутствие милиционера в частной спецгруппе сразу снимет все юридические проблемы с "оформлением" преступников, напавших на охраняемый объект. Ведь в одиночку, без сотрудника милиции, частный охранник не имеет права задерживать кого-то на улице или проверять документы.
Помимо создания смешанных групп быстрого реагирования можно совместно патрулировать улицы и задерживать правонарушителей.
С 1июля частным охранником не могут быть лица:
- - не граждане РФ;
- - моложе 18 лет;
- - признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- - имеющие заболевания, которые отнесены к перечню, утверждаемому правительством РФ;
- - судимые за совершенные умышленные преступления;
- - люди, которым предъявлено обвинение в совершении преступления - до решения суда;
- - не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника и не сдавшие квалификационные экзамены в ОВД;
- - в отношении которых по результатам проверки ОВД имеется заключение о невозможности допуска к частной охранной деятельности. Выводы проверки утверждаются начальником отдела лицензионно-разрешительной работы субъекта РФ или начальником, замначальника МВД, ГУВД, УВД по субъекту Федерации;
- - уволенные менее трех лет назад с государственных должностей по компрометирующим обстоятельствам;
- - лишенные статуса частного охранника по компрометирующим обстоятельствам менее года назад;
- - не прошедшие дактилоскопической регистрации.