По действующему Бюджетному кодексу главный финансовый документ страны должен поступать в нижнюю палату парламента не позднее 26 августа. Но правительство попросило депутатов учесть труднопредсказуемую кризисную ситуацию и дать разработчикам проекта время, чтобы подготовить достоверный финансовый прогноз. И для этого поправить Бюджетный кодекс. Вчера народные избранники приняли правительственный законопроект с необходимыми поправками в БК и Закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" в первом чтении и сразу в целом.
Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко уточнила, что перенос срока внесения проекта бюджета касается только бюджетного процесса в 2009 году. "Наша просьба, и этот законопроект обусловлен как раз сохраняющейся неопределенностью экономической ситуации и необходимостью принятия в том числе непростых решений, который обсуждаются и в области налогов, и в области оптимизации расходов федерального бюджета", - объяснила думцам Нестеренко, заметив, что изменение срока позволит правительству "более качественно подойти к формированию бюджета, в том числе опираясь на более точный прогноз изменений в макроэкономической ситуации".
Одновременно правительство предложило сократить на десять дней прохождение законопроекта о бюджете всех трех чтений в Госдуме. "Соблюдение такого регламента позволит нам не выйти за предельные сроки утверждения бюджета и вступления его в силу, что чрезвычайно важно для бюджетного процесса уже 2010 года", - сказала замглавы минфина. Однако, по словам Нестеренко, к 1 октября правительство внесет "полный пакет с полной расшифровкой до уровня "раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов, то есть общий формат бюджета, без каких-либо изменений" только на 2010 год. А вот то, что касается планового периода до 2012 года, то он будет сделан в несколько сокращенном виде. Потому что у минфина "остаются очень большие неопределенности, связанные с конкретными направлениями исполнения конкретных расходных обязательств". Для планового периода будут установлены так называемые "потолки расходов", утверждены ассигнования для субъектов бюджетного планирования и ассигнования по разделам бюджета. Это даст возможность субъектам бюджетного планирования в рамках ограничений, имея перед собой какие-то ориентиры, строить свою политику, менять нормативные акты, создавать программы уже на будущий период. Тем не менее Нестеренко пообещала, что кроме этих "потолков", на утверждение парламента будут внесены основные характеристики бюджета на три года - это доходы, расходы, источники финансирования дефицита, объем долга, а также трехлетняя программа заимствований внешних и внутренних, потому что в кризисный период это является, как полагает Нестеренко, "одним из самых критериальных показателей".
Думское большинство признало разумными все просьбы правительства, оформленные поправками в Бюджетный кодекс. Поддержало и инициативу минфина, который предложил не представлять в нижнюю палату прогноза социально-экономического развития всякий раз, когда требуется оперативно внести в бюджет изменения.
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Юрий Васильев напомнил коллегам, что бюджет 2009 года пришлось править уже четыре раза. Причем апрельские изменения меняли все характеристики бюджета. Но Васильев уточнил, что не изменяется срок внесения проектов региональных бюджетов в Заксобрания - не позднее 15 октября, и проектов местных бюджетов - до 15 ноября. То есть на всех уровнях бюджетной системы процесс будет идти параллельно и закончится не позднее 30 ноября.