02.07.2009 03:00
Власть

Александр Грушко: Мы предлагаем очистить наши отношения с НАТО от всяких идеологических наносов

МИД России предложил альянсу очистить отношения
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Столичный выпуск: №119 (4943)
Читать на сайте RG.RU

В прошедшие выходные на греческом острове Корфу состоялось сразу два во многом уникальных политических события. Впервые после августовских событий прошлого года в Закавказье прошло заседание Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел. Кроме того, впервые главы МИД стран ОБСЕ собрались на неформальную встречу.

О дипломатическом "послевкусии", а также о том, смогут ли натовские государства избежать обсуждения важных для Москвы тем, "РГ" рассказал заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко.

Российская газета: Не получится ли так, что НАТО в рамках возобновленного Совета начнет пользоваться "услугами" России - речь, к примеру, идет о транзите грузов в Афганистан - в то время как поднимаемые российской стороной предложения будут автоматически записываться в раздел тупиковых?

Александр Грушко: Мы абсолютно четко заявили о том, что не может быть реального сотрудничества, если наши партнеры воспринимают повестку дня отношений Россия - НАТО как некое меню, в котором можно выбирать блюда только по своему вкусу, не уважая интересов партнера. Именно вокруг этого шла основная дискуссия. И у нас в общем-то сложилось впечатление, что законные озабоченности России не только услышаны, но и будут приниматься во внимание. Иначе сотрудничество не будет полноценным.

Помимо этого мы обратили внимание коллег на то, что характер отношений между Россией и НАТО будет во многом зависеть от эволюции альянса. До тех пор, пока НАТО будет скрывать от других партнеров сам процесс формулирования своих задач в глобальном контексте, на евроатлантическом пространстве будут появляться новые разделительные линии, которые будут препятствовать наращиванию взаимодействия между Россией и НАТО по реальным общим угрозам нашей безопасности.

В то же время нам было обещано, что процесс формулирования новой стратегической концепции НАТО станет транспарентным. Представители России приглашены на семинар, где будут обсуждаться данные вопросы. Мы надеемся, что больше не будет сюрпризов. Потому что одна из основ взаимодействия между НАТО и Россией - это предсказуемость. Если не будет предсказуемости, никаких долговременных проектов быть не может.

Разумеется, не обходили мы стороной и другие темы. НАТО, к сожалению, занял очень обструкционистскую позицию в отношении адаптированного ДОВСЕ. В течение десяти лет под надуманными предлогами альянс отказывался ратифицировать этот документ. Совсем недавно, в мае с.г., Российская Федерация внесла новые предложения относительно того, что нужно сделать, чтобы поддержать жизнеспособность ДОВСЕ в изменяющихся условиях безопасности. Надеемся, что эти предложения будут серьезно восприняты нашими партнерами. Первая реакция обнадеживает.

Россия заинтересована в продолжении процесса контроля над вооружениями. Он позволяет обеспечивать безопасность меньшими средствами. Кроме того, контроль над вооружениями дает возможность переводить политические намерения на язык цифр - дислокаций, количеств техники в определенных районах и точках. Сам процесс сопоставления потенциалов и контрпотенциалов, военных доктрин и военных намерений является очень важной мерой доверия. Он создает не только у политиков, но и у военных чувство причастности к определению общего для всех нас контекста в сфере безопасности.

Будущее европейской безопасности - только в объединении усилий. На это нацелена инициатива президента Российской Федерации о разработке Договора о европейской безопасности. Мы будем настойчиво добиваться реализации на практике тех принципов, под которыми подписались и Россия, и все страны НАТО. И в Хельсинкском заключительном акте, и в Хартии европейской безопасности говорится о том, что безопасность неделима, что ни одно государство не может укреплять свою безопасность за счет безопасности других, что ни одно государство и ни одна группа государств не рассматривает какой-то регион в Европе в качестве своей эксклюзивной ответственности и не будет стремиться там доминировать. Все эти элементы должны стать основой для развития отношений между Россией и НАТО.

РГ: Обсуждалась ли на Совете Россия - НАТО проблема расширения альянса на Восток?

Грушко: Последние события в Закавказье еще раз показали: расширение НАТО создает трещины. Очевидно, что, если бы не было поощрительных жестов из Брюсселя, которые ощущал Саакашвили, он бы никогда не решился на авантюру - демонстративно и грубо нарушить все принципы, под которыми подписалась Грузия. Речь идет и об основополагающих принципах ОБСЕ, и о тех обязательствах, которые брала на себя Грузия не только как член ООН и Совета Европы, но и в своих двусторонних отношениях с НАТО и Евросоюзом. Ведь известно, что все документы, которые определяли базу для сотрудничества между Грузией и НАТО, а также между Грузией и Евросоюзом, начинаются с очень простых постулатов о том, что конфликты будут решаться исключительно мирными средствами.

Это вопиющий пример того, как поощрительная политика, которая игнорировала реальности и строилась по принципу "свой - чужой", в итоге привела к таким тяжелым для европейской безопасности последствиям. Надеемся, что страны НАТО извлекут урок и не будут в будущем безудержно оказывать поддержку т.н. партнерам, руководствуясь исключительно идеологическими предпочтениями.

Поэтому мы предлагаем очистить наши отношения с НАТО от всяких идеологических наносов. Необходимо пытаться понимать друг друга и честно работать по тем вопросам безопасности, где у нас действительно общие интересы. Даже в самое трудное время мы не прекращали оказывать поддержку контингенту НАТО, который составляет костяк Международных сил по содействию безопасности в Афганистане, предоставляя коридоры для военного и невоенного транзита. Намерены действовать так и далее.

РГ: Составлен ли дальнейший график встреч в рамках Совета Россия - НАТО?

Грушко: Следующая встреча на уровне послов намечена на конец июля. Потом будет летний перерыв. Но рабочие группы продолжат работать. Мы надеемся, что будут возобновлены контакты по военной линии. Это должно придать должную устойчивость всей работе в рамках Совета.

Что же касается следующей встречи на уровне глав МИД, то график известен. Здесь никаких сюрпризов нет. Все мероприятия у нас проходят в начале декабря. Это так называемая зимняя сессия, когда встречаются министры иностранных дел. Возможно, осенью состоится и встреча министров обороны. Но до этого надо еще дожить.

РГ: Насколько вероятно, что уже осенью Россию могут лишить по предложению Грузии права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы?

Грушко: Я не могу себе представить Совет Европы без России. Поскольку тогда эта организация будет играть подчиненную роль по отношению к ЕС. Тем не менее мы с тревогой отмечаем, что в целом ряде вопросов, которые имеют большое значение для Российской Федерации, в деятельности Совета Европы, некоторых его структур, проявляются политизированные подходы и двойные стандарты. Конечно же, это абсолютно неприемлемо.

Россия никогда не стеснялась говорить о существовании таких тенденций. И поэтому мы как полноправный член Совета Европы будем защищать наши законные интересы и добиваться всеми имеющимися у нас средствами реализации тех целей и задач, ради которых и создавалась эта международная организация.

РГ: Известно, что иногда во время неформальных встреч удается добиться больших результатов, чем на официальных переговорах. Насколько встреча глав МИД ОБСЕ на Корфу оказалась полезной?

Грушко: Польза однозначно была. Состоялся достаточно открытый диалог. Такой широкий разговор по ключевым аспектам европейской безопасности давно назрел. Приветствуем тот факт, что наши партнеры начали проявлять серьезный интерес к тем идеям и предложениям, которые выдвигает Российская Федерация. Мы уверены в том, что российский проект, если он будет рассматриваться не через идеологизированные очки, обязательно пробьет себе дорогу.

Внешняя политика НАТО