02.07.2009 02:54
Власть

В Воронеже плакаты с изображением Сталина поссорили коммунистов с чиновниками

Плакаты с изображением "вождя народов" вызвали неоднозначную реакцию
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (4944)
Читать на сайте RG.RU

Десять плакатов с Генералиссимусом появились в городе ко Дню памяти и скорби. Под давлением общественности чиновники обратили на них внимание и признали незаконными. Через несколько дней щиты убрали. Но инцидент не исчерпан…

До юбилея Вождя еще полгода, но воронежские коммунисты - заказчики "рекламы" - сочли уместным напомнить о нем в день начала Великой Отечественной.

- Сталин сыграл в войне большую роль, - пояснил первый секретарь обкома КПРФ Сергей Рудаков. - Проект плаката разработан в ЦК партии. Но, кроме нас, его пока никто не применил. Во Владикавказе на прошлых выборах нечто подобное делали, а сейчас - это наша новация. Мы не по команде сверху сработали. Решили напомнить о круглой дате. К тому же, как показал телепроект "Имя России", Сталин по-прежнему популярен. Арендовали щиты на месяц, дальше посмотрим…

Чиновники мэрии забеспокоились и нашли несоответствие нормам федерального законодательства: на билбордах можно размещать только рекламу - коммерческую, политическую (во время предвыборной кампании) или социальную. Отозвалось и областное управление Федеральной антимонопольной службы: портреты не являются рекламой, не направлены на благотворительные или общественно полезные цели и не обеспечивают интересов государства.

Начальник отдела рекламы управления главного архитектора Воронежа Сергей Бобровников сообщил:

- Директорам фирм, которые сдали в аренду щиты, были выданы предписания об устранении нарушений. На следующий день плакаты убрали. Иначе мы бы аннулировали разрешения на размещение рекламных конструкций. Не очень бы хотелось придавать этому случаю политическую окраску: подобных - море, и мы с ними так же боремся. Реклама пива возле школ, обнаженные тела и языковые ошибки на щитах… Да те же поздравления типа "С днем рождения, любимая!".

Предварительную цензуру реклама не проходит. Содержание оценивают постфактум и, по словам Бобровникова, реагировать на "безобидное" успевают не всегда. Но на увиденный как-то плакат: милицейский жезл, обтянутый презервативом, - откликнулись сразу. Оптимально, когда фирмы добровольно обращаются за экспертизой плакатов в ФАС, считает директор МУП "Городской центр размещения рекламы и информации" Константин Корнев. В кризис все рады любым заказам - но рисковать не стоит. Так, некоторые компании отказались размещать плакат со Сталиным: заказчики не выполнили их просьбу согласовать эскиз в мэрии.

…Формально вопрос снят (коммунисты, правда, объявили, что "готовят ответные действия"). По сути же проблема куда сложнее и острее. Благодаря скандалу вновь заговорили о феномене популярности Вождя.

У коммунистов просто: по словам Рудакова, "авторитет Сталина среди членов партии высок, хотя есть разные подходы к оценке отдельных моментов его политики".

Для общества такая генеральная линия, по мнению экспертов, неприемлема. Очередная попытка показать столь неоднозначную фигуру плоско-плакатно вызывает опасения.

- Несерьезно, дико! Столько правдивой, научно обоснованной информации о Сталине обнародовано. Но безграмотные люди пытаются навязать свои взгляды другим, столь же безграмотным, - возмущен председатель воронежского отделения общества "Мемориал" Вячеслав Битюцкий. - Готовы ли они почувствовать сталинизм на себе? Представьте, что при Сталине вот так вывесили бы портрет царя! Пользуясь завоеваниями демократии, призывать к ее свержению - есть тут некая моральная нечистоплотность. О какой победе они говорят? Кого вечно хотят побеждать? Стольких победили - а что это дало стране… В подобных лозунгах пугает одно - слово "победа", понимаемое как уничтожение врага. Сталин и символизирует подобных победителей. Его почитатели хотят сказать, что они выродки? Что ж, можно признать за ними это право. Апеллируют к итогам телешоу? Но как опрос оно не выдерживает критики. Да и неважно, сколько людей "за" Сталина. Объявите: раскулачим всех, кто живет в трех- и четырехкомнатных квартирах, и отдадим жилье тем, кто в однокомнатных. Все поддержат!

Воронежцы среднего возраста порой спешат мимо билбордов на работу, не поднимая головы. Ну, Сталин - нашли проблему… Студентка Елена Марченко плакатов не замечала, но саму идею не одобряет:

- Это бессмысленно! Для меня Сталин - человек из прошлого. Только плохое о нем помню. Да, с его помощью мы выиграли войну - большой ему плюс. Но вот так подавать это… глупо.

Молодой инженер Сергей Соловьев - антикоммунист - к Иосифу Виссарионовичу относится уважительно. Ассоциации: вождь народов, победа в войне, репрессии, Беломорканал - "хорошего больше".
Такая история.

Прямая речь

Своим отношением к инциденту с плакатами "вождя народов" поделились наши эксперты. Мнения разделились.

Константин Корнев, президент Ассоциации рекламных агентств Воронежской области:

- Субъективно могу сказать: эта акция - явный политический пиар. Расчет на то, что власть начнет конвульсивно снимать щиты, а партия наберет на этом очки. Наверное, в рамках жанра коммунисты по-своему правы. Но такие вещи надо делать филигранно - чтобы не обидеть тех, для кого имя Сталина дорого (а это в основном старики), и не задеть остальных. Лично меня устроило бы, если бы КПРФ и местные власти публично пошли на мировую - повисели щиты, и хватит.

Николай Сапелкин, атаман Воронежского казачьего округа Всевеликого войска Донского:

- Иосиф Виссарионович Сталин, который был нашим вождем в ХХ веке, в веке ХХI должен стать одним из символов российского сопротивления. История должна быть частью позитивного имиджа страны. Будущее - это же прошлое, очищенное от негатива. А мы в прошлом видим один негатив. Как тут двигаться вперед?! Нужна стильная личность как символ будущего процветания страны. Таков Сталин. Он оклеветан оппонентами, но общество прозревает. Доказательство - проект "Имя России" и активное интернет-обсуждение вопроса о канонизации Сталина как святого Русской православной церкви.

 Александра Глухова, доктор политических наук, завкафедрой социологии и политологии ВГУ:

- Услышав о "рекламе", я вздрогнула: неужели наши власти додумались? Ведь в массовом сознании поддерживается опасное представление о Сталине. Наши политики всегда поднимают на щит какого-нибудь исторического деятеля - и чаще всего их выбор неудачен. Помните, одна демократическая партия сделала своим символом Петра I - ну какой он демократ? Коммунисты выступают за равенство и братство - прикрываясь тираном! Характерная шизофрения… Либералы 1990-х пытались вычеркнуть Сталина из истории. Вот он и стал популярен - в нездоровом-то обществе. Чем больше хаоса, тем больше люди нуждаются в порядке. У нас он отождествляется с репрессиями. Лютая справедливость: летят головы и партийцев, и крестьян. Ладно, старики. Но и молодежь, впитав мифы, делает его кумиром! По данным социологов, в 2005 году впервые в отношении к Сталину совпали предпочтения дедов и внуков. Тревожный сигнал: кумирами становятся не демократы, не духовные лидеры - Сахаров, Лихачев, Королев… Нельзя заигрывать с мифами об исторических персонажах, подменяя этим просвещение!

Внутренняя политика История Воронеж Центральная Россия