02.07.2009 04:54
Экономика

В Челябинской области эксперименты с трехлетним бюджетом отложили до лучших времен

На Южном Урале вновь возвращаются к годичному планированию
Текст:  Владимир Васин (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4943)
Читать на сайте RG.RU

Челябинские депутаты решили не дожидаться нового бюджетного года: подготовленные областным минфином и рассмотренные в комитете по бюджету и налогам поправки уже одобрены Законодательным собранием области.

Общая неблагоприятная тенденция, когда бюджеты всех уровней не наполняются в запланированном объеме, обозначилась уже вполне отчетливо. Так, доходы бюджета Челябинской области в первом квартале 2009 года составили чуть более 15 миллиардов рублей - цифра снизилась почти вдвое в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Расходы областной казны превысили 11 миллиардов, половина из которых пошла на межбюджетные трансферты муниципалитетам области. Чуть лучше обстоят дела с фондами пенсионного и социального страхования.

Недоимка в областном бюджете продолжает расти. По оценке российского минфина, по бюджетным показателям Челябинская область находится в наиболее сложном положении из 13 регионов, вызывающих озабоченность федерального центра. Собираемость налога на прибыль на Южном Урале сократилась на 91 процент, при этом область вынуждена производить значительные возвраты авансовых платежей предприятий, внесенных ранее в счет уплаты налога на прибыль. С начала года возвращено 5,2 миллиарда рублей - это, по подсчетам налоговых органов, примерно половина причитающейся к возврату суммы.

При этом за пять месяцев областная казна недополучила 37 процентов планируемых доходов, а падение поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 44 процента. По итогам июня ситуация может еще более осложниться. Поступление налогов планируется в размере миллиарда рублей, а объем расходов - из-за  начавшейся выплаты отпускных бюджетникам - вчетверо больше.

- Возвращение к краткосрочной схеме бюджетного планирования, как более мобильной и эффективной  в сложившихся экономических условиях, неизбежно, - заметил в этой связи председатель Законодательного собрания региона Владимир Мякуш.

Напомним, предпринятый в конце прошлого года переход на трехлетний бюджет стал результатом двух лет подготовки. В 2006 году власти региона только начали присматриваться к опыту других субъектов Федерации, решившихся ввести у себя "модную" финансовую модель. На следующий год в Челябинской области была реализована оригинальная схема: одновременно с бюджетом-2008 был принят так называемый среднесрочный финансовый план - прообраз будущего бюджета, рассчитанного уже на несколько лет. Вместе с тем муниципальным образованиям не возбранялось планировать свои доходы и расходы на три года вперед.

Итогом этой "обкатки" стал проект бюджета на 2009-2011 годы. Принимавшийся, по иронии судьбы, уже в условиях обозначившегося финансового кризиса, когда положенные в основу расчета прогнозные показатели стали стремительно расходиться с реальностью.

Тем не менее изменять параметры главного финансового документа уже не стали.

- Пока не определены темпы снижения, их невозможно применить при расчете бюджетных показателей, - заметила осенью министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова.

Народные избранники на тот момент были настроены куда более оптимистично, предполагая не только избежать серьезного падения, но и компенсировать его привлечением дополнительных доходов. Планировалось, что в 2009 году сумма доходов и расходов областной казны составит 84 миллиарда рублей, в 2010-м возрастет на 10 миллиардов, а в 2011 году достигнет 107 миллиардов - без дефицита. Увы, самые свежие корректировки снизили планку доходов бюджета-2009 до 67,3 миллиарда рублей, а расходов - до 76,4 миллиарда. Дефицит областной казны превысит четыре миллиарда.
 

Бюджеты регионов Челябинская область Урал и Западная Сибирь