02.07.2009 02:30
Общество

Белорусские реконструкторы воссоздадут сцены жарких схваток операции "Багратион"

Снять блокаду Ленинграда и освободить Минск могут... реконструкторы
Текст:  Николай Козлович (Минск - Гомель)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №24 (412)
Читать на сайте RG.RU

За лесом с грохотом взорвался снаряд. Потом еще один. Вспышки озарили небо. Как только закончился артобстрел, с криком "ура" вперед рванула пехота. Все смешалось на поле боя - мундиры гитлеровцев, гимнастерки красноармейцев, штыки, карабины... Летела из-под тяжелых сапог земля, с врагом советская рота билась не на жизнь, а на смерть.

Эта сцена - вовсе не эпизод со съемок очередного исторического блокбастера. Такие шоу, или, правильнее сказать, инсценировки сражений все чаще устраивают историки-энтузиасты. Как в Минске, так и в Гомеле, Брянске, Москве: увлечение не знает границ. Реконструкторы - совершенно особые люди, которые воссоздают историческое обмундирование, технику, элементы экипировки войск разных эпох. Разумеется, они не могли пропустить такое значимое событие, как 65-летняя годовщина освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В праздничные дни посетители историко-культурного комплекса под Минском смогут наблюдать за жаркими схватками операции "Багратион". Реконструкции пройдут и в других городах страны.

А ведь еще пару лет назад в Беларуси существовали лишь разрозненные группы историков-любителей, и о масштабных проектах, которые сейчас поражают воображение, не могло быть и речи. Одними из первых, кто начал активно развивать новое направление, стали члены гомельской группы военно-исторической реконструкции при клубе "Честь". Именно Гомель сейчас всерьез претендует на статус столицы белорусских реконструкторов. Помощь и советы опытных коллег из России, чтобы завоевать это "звание", придутся очень кстати.

- Наше движение пока молодое, - говорит руководитель гомельской группы Владимир Колот. - А больше всего реконструкторов на просторах СНГ в Санкт-Петербурге, где воссоздавать историю начали еще в начале 90-х годов прошлого века. За это время питерцы успели восстановить много техники, собрали под свои знамена большое количество любителей. Да и законы в России чуть более лояльные. К примеру, у нас непросто сделать с нуля броневик, поставить на него номера и выехать на дорогу. Но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, реконструкция развивается быстрыми темпами. За несколько лет приняли участие во многих международных фестивалях. Самые значимые - реконструкции событий, связанных со снятием блокады Ленинграда, оборона Москвы в октябре 1941-го, оборона Киева, финская кампания. С российскими коллегами сотрудничаем очень тесно. Вот и на очередной наш фестиваль приедут гости из Москвы, Калуги, Санкт-Петербурга. На приглашение все откликнулись с радостью. Реконструкция обещает получиться масштабной - задействовано около 150 человек, будет использовано выхолощенное оружие, элементы пиротехники, транспортные средства военного времени.

Каждая военно-историческая группа или клуб - словно маленькая боевая единица. У всех свои звания и должностные обязанности. Каждый начинает свою историческую карьеру рядовым вне зависимости от того, служит в реальной жизни сержантом или майором. Уже потом получают очередные звания. Причем сам себя генералом не сделаешь: звезду на погонах нужно заслужить. У Владимира Колота, к примеру, погоны лейтенанта. В Санкт-Петербурге есть один старлей. В Киеве - капитан. Члены исторических клубов настолько вживаются в свои роли, что без прошлого настоящей жизни уже не представляют.

...Гимнастерка образца 1935 года, хлопчатобумажные бриджи, пилотка, стальной шлем, яловые сапоги, шинель, поясной ремень, подсумок для патронов, фляга на лямке и для полноты картины - саперная лопатка и вещмешок. Изучив полный боекомплект красноармейца, убеждаюсь: сделано все на совесть. Чтобы восстановить по фотографиям и архивным записям тот или иной вариант обмундирования, работать приходится много и упорно. С душой стараются отнестись к каждому шву. У кого-то на восстановление формы уходит год, у кого-то - пять. На слетах коллекционеров историки выменивают и покупают элементы амуниции, что-то шьют сами. Дело затратное: качественный комплект может обойтись в круглую сумму. Зато восстановленную форму можно сдать хоть в музей. Достоверность гарантирована.

Именно поэтому реконструкторов часто приглашают на съемки исторических фильмов. Кто, как не они, в состоянии обеспечить практически стопроцентную аутентичность, соответствие формы историческим реалиям. Такова мировая тенденция: все серьезные фильмы о войне снимают при активном участии военно-исторических клубов. Причем речь идет не просто о массовке - историкам доверяют полноценные роли в эпизодах. Белорусские реконструкторы, специализирующиеся на периоде Великой Отечественной войны, снимались во многих картинах. Из самых известных - "Враги", "В июне 41-го". Кстати, Ростиславу Янковскому во время съемок гомельские энтузиасты подарили плащ-палатку, а Сергея Безрукова консультировали в вопросах амуниции.

Не отстают и другие клубы. Те, кто восстанавливает амуницию Средневековья, засветились в "Ночном дозоре", "Дневном дозоре", "1612". Безусловно, съемки в блокбастерах - дело выгодное. Но глубинный смысл увлечения все-таки не в гонорарах. Проекты, связанные с живой историей, считают реконструкторы, являются самой перспективной формой военно-патриотической работы. Гораздо эффективнее облачить человека в исторический костюм и попросить его рассказать о значимых событиях, чем снимать помпезные ролики или печатать брошюры. Такие "экскурсоводы" нового формата уже появились во многих белорусских музеях.

История