Когда у москвичей будет уходить меньше времени на дорогу от дома до работы? Где появятся новые маршруты автобусов? Исчезнут ли турникеты? На эти и другие вопросы читателей отвечал по "горячей линии" "РГ" генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Петр Иванов.
Поедем быстрее?
Российская газета : Петр Валерьевич, средняя скорость движения по столице падает, все больше и интервалы в движении общественного транспорта. Что предпринимает "Мосгортранс", чтобы исправить ситуацию?
Петр Иванов : Город развивается, появляются новые отдаленные районы, потому и времени на передвижение требуется больше. Чтобы сократить его, мы вводим новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев, оптимизируем их маршруты.
Леонид Тропарев : Появление выделенных полос повысит скорость общественного транспорта?
Иванов : Надеюсь, да. Именно поэтому в первую очередь они появятся именно на самых загруженных улицах. Общественным транспортом пользуются 80 процентов москвичей, поэтому приоритет на дорогах должен отдаваться ему. Этим, собственно, и объясняется решение правительства Москвы о введении таких полос. Первая полоса должна появиться на Волоколамском шоссе до конца лета.
РГ : Как можно защитить ее от автомобилистов?
Иванов : Выход один - повышать штрафы и установить жесткий контроль за соблюдением правил дорожного движения со стороны ГИБДД.
Анатолий Столяров : Как вы относитесь к недавно прозвучавшему предложению о слиянии "Мосгортранса" и метро?
Иванов : Надеюсь, это позволит оптимально использовать общие ресурсы для улучшения качества обслуживания пассажиров. Такой опыт есть за рубежом.
Например, в Берлине, Вене, Париже метро и наземный транспорт управляются одной компанией. Это дает больше возможностей комплексно формировать систему транспортного обслуживания какого-либо района.
РГ : А сейчас это разве нельзя делать? Скажем, скоро откроются три станции метро. Вы обсудили с руководством подземки, как лучше организовать подъезд к ним?
Иванов : Конечно. По мере открытия новых станций будем пересматривать график движения, вводить дополнительные маршруты. Через месяц посмотрим, какой пассажиропоток, все ли устраивает пассажиров. Но уже очевидно: в конце Митинской линии нужен новый автовокзал, чтобы междугородные автобусы не заезжали в столицу.
РГ : Значит, работаете в одной упряжке. Зачем же госкорпорация?
Иванов : Координацию работы нужно совершенствовать. Руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи считает, что объединение привлечет дополнительные ресурсы в уставный капитал. Однако многое зависит от того, в какой форме будет происходить объединение - холдинга, государственного унитарного предприятия или акционерного общества.
Штраф для "серого" такси
РГ : "Мосгортранc" перевозит 5,5 миллиона пассажиров, а метро - 9 миллионов. Вам метро нужно как мощный локомотив для развития?
Иванов : "Мосгортранс" и без того достаточно развивающееся предприятие, которое все расходы окупает самостоятельно. Город нам выделяет лишь половину денег на приобретение подвижного состава и оплачивает проезд льготников. Наши доходы были бы еще больше, если бы 30 процентов пассажиров не забирали коммерческие перевозчики. Многие из них работают лишь в часы пик, снимут прибыль и уходят с линии. А "Мосгортранс" перевозит пассажиров с раннего утра до позднего вечера. А условия труда разве можно сравнить? Наш водитель получает в среднем 47 тысяч рублей в месяц, а маршрутки - 8-10 тысяч! А "Мосгортранс" к тому же еще в прошлом году заплатил 5 миллиардов 350 миллионов рублей налогов в бюджеты всех уровней.
РГ : А коммерческие перевозчики?
Иванов : Что о них говорить? Вы часто получаете билеты при входе в коммерческий автобус? Откуда же там возьмется точный учет пассажиров? А много ли найдется "коммерсантов", занимающихся техническим состоянием парка, предрейсовыми медицинскими осмотрами водителей, соблюдением санитарных норм, безопасностью пассажиров? Это даже среди официальных перевозчиков. А ведь в феврале в ходе рейда выявили еще и 450 нелегальных автобусов, перевозивших пассажиров вообще без документов! Если учесть, что каждый из таких в среднем перевозит по 250 пассажиров в день, а билет стоит 20 рублей, то получается, что "нелегалы" крадут у официальных операторов и "Мосгор-транса" около 800 миллионов рублей в год!
РГ : И как с этим бороться?
Иванов : Штраф должен быть от ста тысяч рублей и вплоть до уголовной ответственности. Департамент транспорта и связи направил на этот счет свои предложения в Мосгордуму. Надеюсь, до конца года депутаты их рассмотрят.
РГ : А не пробовали переиграть конкурентов качеством услуг? Той же регулярностью движения. Например, в Великобритании, Швейцарии пассажиры по автобусу часы сверяют. Там на остановках стоит табло и отсчитывает секунды до его появления. А у нас указан только интервал. Вот и гадай пассажир - только что ушел автобус или вот-вот подойдет.
Иванов : В Швейцарии нет таких густонаселенных городов, как Москва. При наших пробках, чтобы не обманывать пассажиров, на каждый автобус, троллейбус и трамвай нужно поставить систему ГЛОНАСС или GPS-приемник, который определяет координаты машины. Контракт по такому оснащению полтора года назад подписан. Вопрос - в финансировании. Но на машины двух парков такая система поставлена, пока она используется лишь для управления движением.
РГ : Многие москвичи смирились с теснотой и рваными сиденьями в маршрутках. Но и общественный транспорт не намного комфортнее.
Иванов : Не согласен. Свой подвижной состав мы ежедневно моем, устраняем надписи и порезы на сиденьях. В России вы не найдете, кроме Москвы, другого города, где городской оператор так же в соответствии со всеми нормами амортизации закупает новый подвижной состав. Причем благодаря поддержке правительства Москвы мы покупаем только низкопольные машины, со специальной площадкой для проезда инвалидов-колясочников. В этом году, несмотря на кризис, получим, как и в прошлом, порядка 50 трамваев, 160 троллейбусов и 500 автобусов. Во всем подвижном составе сейчас заменены печки, а новые машины приходят с усиленными системами отопления салона. Не случайно жалоб от москвичей на дискомфорт стало намного меньше.
Елена Иванова : Вчера у метро "Кузьминки" полчаса ждала 143-й автобус, а потом подошли сразу три. Это, по-вашему, нормально?
Иванов : Конечно, нет. С конечной станции транспорт уходит по расписанию. Но из-за аварий или пробок график движения нарушается, и тогда подходят сразу по две-три машины. Стараемся предупреждать подобные сбои.
РГ : Читательница Елена Шумакова из Очакова спрашивает: почему автобусы заканчивают работу раньше подземки?
Иванов : Последний рейс всех маршрутов от станций метрополитена уходит не раньше последнего поезда метро. Большинство автобусов заканчивают работу после часа ночи. Лишь некоторые - в 23.00. Это зависит от востребованности. Если на маршруте вечером набирается не более 2-3 пассажиров, время его выхода на линию сокращается.
Галина Шевелькова : Из Щербинки ходит только один переполненный автобус N 737 и маршрутка. На дорогу до метро уходит 40 минут. Когда появится прямой экспресс?
Иванов : В ближайшее время. Уже разрабатываем схему маршрута, уточняем количество машин.
Парта для водителя
РГ : Много пассажиров не досчитались из-за кризиса?
Иванов : Потеряли примерно 6,5 процента по сравнению с первым полугодием 2008 года. Но нашли возможность выплатить тринадцатую зарплату сотрудникам и набрать новых водителей. Сейчас у нас 13 тысяч водителей, можем принять на работу еще 3 тысячи водителей.
РГ : Москвичи к вам идут?
Иванов : В месяц до сотни устраивается. В целом москвичей сейчас примерно половина водителей, остальные - из других регионов страны, Украины, Молдовы, Белоруссии.
РГ : Достаточно показать права категории Д - и садись за руль?
Иванов : Если человек работал в автобусном парке в Москве, то да. Приезжих и без специальности бесплатно обучаем в своем учебно-курсовом комбинате. Не знающие столицы проходят дополнительную подготовку по изучению города, действиям в чрезвычайных ситуациях Обучение стоит 23 000 рублей. Для тех, кто отработал не меньше двух лет, оно бесплатное.
"Рогатый контролер"
РГ : Предпочитаю ездить на маршрутке - быстрее. По крайней мере, не стоишь на остановке в ожидании, когда все пройдут через валидатор... Не собираетесь их снимать?
Иванов : Нет. Тем более что скорость посадки пассажиров в автобус с турникетом и без него практически одинаковая по времени, разница - в секундах.
РГ : А сколько теряется времени, пока водитель продает билеты!
Иванов : Москвичи из экономии пользуются месячным проездным. На одну поездку приобретают билеты лишь 3,5 процента пассажиров. Для них в городе имеются более 800 киосков "Мосгортранса" и более 2000 других точек по реализации проездных билетов.
Михаил Черных : Мама села в автобус N 745, который отходил от станции Ховрино в 9.20 утра, но билет не прошел. Водитель начал хамить, а потом впустил в другую дверь молодого человека без формы, который назвался контролером. Он не представился, не предъявил документов, но потребовал предъявить кассовый чек на билет. А потом еще четыре раза меняла билет, потому что он не действовал. Что делать в такой ситуации?
Иванов : Контролер обязательно должен быть в форме, иначе он не имеет права работать. Тем более если отказывается назвать фамилию и предъявить документы. Билет, если он не действует, заменяют, но в этом случае надо осмотреть валидатор. Возможно, дело в нем. По поводу хамства водителя разберемся.
Борис Сафронов : Недавно побывал на юбилейном параде трамваев. Очень красиво! Будет ли он в следующем году?
Иванов : Парада придется ждать до следующего юбилея. Но выставка нашей ретротехники проводится ежегодно на ВВЦ в День России и День города.
Анна Холодова : Слышала, что собираетесь вводить единую форму для водителей городского транспорта. Время ли сейчас для этого? Может, лучше автобусов еще закупить?
Иванов : На эти деньги больше пары автобусов не купишь. А введение единой формы дисциплинирует водителей, и я надеюсь, скажется на повышении культуры обслуживания москвичей.