08.07.2009 04:00
Общество

Учитель Дмитрий Гущин: Минобрнауки сильно уменьшило нижнюю границу баллов по математике

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №123 (4947)
Читать на сайте RG.RU

Вчера желающие поступить в вузы и ссузы сдавали ЕГЭ по русскому языку, химии и информатике и ИКТ. Экзамены во "вторую волну" будут сдавать свыше 700 тысяч.

Основная часть "егэшников" - выпускники российских школ, учащиеся колледжей - итоговую аттестацию уже прошли в апреле-июне. Каким получился первый "заход" штатного "единого"? С таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к экспертам.

Дмитрий Гущин, учитель математики, "Учитель года-2007":

- В целом к ЕГЭ отношусь очень положительно. Но есть одна претензия. Минобрнауки до невозможности снизило нижнюю границу баллов по математике. Понятно почему - опасались социального взрыва. Казалось, что многие выпускники не смогут "дотянуть" до "положительного" балла и, соответственно, не получат аттестаты. Вот и вышло, что в этот раз для преодоления порога нужно было решить 4 задачи из 26. Всего!

Но даже при таком раскладе 7 процентов школьников не смогли преодолеть минимальной границы баллов. А к заданиям из части С приступали всего около 30 процентов детей. Да и то это вовсе не значит, что они решали эти задания. Поэтому проверка ответов из части С, которой занимаются учителя, напоминала игру в "крестики-нолики": крестик - приступил к решению, нолик - получил ноль баллов. Остается только гадать, чтобы было бы, если бы балльный порог был выше.

Я был и экспертом-консультантом, который отвечает на вопросы других учителей, проверяющих работы. Проводил апелляции. В четырех случаях из 25 повысил оценку, понижения тоже были. Но гораздо больше проблем нам, учителям, имеющим дело с работами школьников, доставила нынешняя система обработки данных ЕГЭ, которая сканирует и распечатывает работы. Она работала плохо и медленно. Приходилось иногда и по три часа сидеть, чтобы получить для проверки 20 работ.

Кстати, сейчас разрабатывается новая модель контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике, и она более выигрышная, более "математически содержательная".

Андрей Лукутин, учитель истории, "Учитель года Москвы-2004":

- Без преувеличения, организаторы экзамена волновались гораздо больше, чем дети. Я разговаривал с ребятами после того, как они сдавали бланки и выходили из аудиторий. Говорят, их эта "единая" система вполне устраивает. Главный аргумент, что это и выпускные, и вступительные экзамены одновременно.

Конечно, все мы "страдали" от мобильников, которые выпускники приносили с собой. Отбирать не имели права, но просили складывать аппараты на заднюю парту в классе. Однако дети у нас смышленые: некоторые брали по два телефона. Один сдавали, один - в кармане. Созрела даже шутка, что мобильные компании должны приплачивать организаторам ЕГЭ - такого количества звонков и sms не было с Нового года. Много разговоров об установке "глушилок". Думаю, это дело не спасет.

Что касается содержания КИМов в этом году, то, на мой взгляд ( а я просмотрел все демоверсии), они гораздо лучше, чем прошлогодние. И по структуре, и по содержанию. Уменьшается чисто тестовая составляющая, и я думаю, со временем она практически исчезнет. ЕГЭ обязательно будет меняться. Возможно, мы пойдем по одному из европейских путей, когда ЕГЭ - не единственный критерий оценки качества знаний. Когда учитываются и другие достижения ребенка во время учебы. Портфолио, экзамены в 9 классе. Все это только на пользу.

Обязательно нужно вводить устные элементы в экзамене, особенно для гуманитарных предметов. Сейчас учителя словесности, обществознания просто перестают говорить со школьниками, готовя их к написанию тестов.

Конечно, мы стали больше внимания обращать на детали в своем предмете. Учим писать эссе, работать с документом-первоисточником и др. В целом, ставлю "первой волне" ЕГЭ твердую четверку с минусом. Четверку - от детей, минус - от себя.

Образование Минобрнауки