08.07.2009 03:00
Экономика

Эксперты опасаются, что госпомощь может достаться только первой сотне банков

Эксперты опасаются, что госпомощь может достаться только первой сотне банков
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №123 (4947)
Читать на сайте RG.RU

Чтобы поддержать банки на плаву, государство готово уже в этом году предоставить некоторым из них дополнительный капитал на 10 лет в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). Глава минфина Алексей Кудрин озвучит цифру очередной финансовой подпитки, на которую они могут рассчитывать, - 210 млрд рублей.

В связи с этим в прошлую пятницу Госдума спешно, сразу в трех чтениях, приняла федеральный закон об использовании государственных облигаций для докапитализации банков. Однако вчера эксперты, собравшиеся в Ассоциации региональных банков, резко его раскритиковали. Главное, по их мнению, то, что предполагаемая минимальная доходность гособлигаций в три процента не повлияет на конечную стоимость кредитов. "Ставки по кредитам для реального сектора в результате не снизятся ниже 19,5-20 процентов. А это значит, что механизм докапитализации банковской системы вновь не удастся использовать в реальной экономике", - предположил директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев.

Еще одна претензия - неопределенность критериев при отборе банков. По мнению главы ассоциации, члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, если в итоге к докапитализации будут допущены всего 50-100 российских банков из первой сотни (а теоретически такая вероятность существует), то остальные, большей частью региональные кредитные учреждения не выживут. Чтобы предотвратить такой исход, Аксаков предлагает закрепить в готовящихся документах важнейший, по его мнению, критерий: в первую очередь отбирать так называемые системообразующие региональные банки. То, что такого понятия в банковском законодательстве не существует, депутата не останавливает. "Определение таким банкам можно дать, к примеру, исходя из доли депозитов населения, или готовности местных властей на паритетных началах разделять кредитные риски с федеральными властями по предоставлению банкам облигаций федерального займа", - пояснил Олег Солнцев. Он также добавил, что в качестве общего критерия отбора для банков- претендентов, целесообразно ввести их обязательное предварительное стресс-тестирование с одновременным внешним аудитом кредитного портфеля. "Если объем "плохих долгов" меньше запрашиваемых банком объемов на докапитализацию, то от "облигационного конвейера" их надо отсекать", - сказал Солнцев.

Акцентируя внимание на долговой проблеме, Анатолий Аксаков не скрывает свою заветную цель - выстраивание в стране в том или ином виде механизма управления "плохими долгами". С этой точки зрения стресс-тестирование - выигрышный ход.

Банки