На ГАЛА-вечере чемпионов Клаудиа Пехштайн в своем черном бальном платье, глубоком декольте и туфельках на высоченных каблучках смотрелась столь же гармонично, как и в облегающем спортивном комбинезоне. И только широченные плечи с накачанными мускулами выдавали в ней атлета высокой пробы.
Российская газета : Клаудиа, вам это черное платье очень идет.
Клаудиа Пехштайн : Искренняя благодарность за комплимент. Некоторые немцы, и особенно итальянцы, приехали сюда за наградами в военной форме. Но только не я.
РГ : Клаудиа, мы с Лидией Павловной этим буквально поражены. И что, они все действительно военные?
Пехштайн : Конечно. У вас же тоже раньше многие выступали за военные клубы.
РГ : Как сейчас и вы?
Пехштайн : Я - сержант федеральной полиции. И условия для тренировок у меня отличные. Пока отхожу от сезона, даже позволила себе с вами бокал вина. Но скоро - только Ванкувер и Ванкувер.
РГ : По-моему, не ошибаюсь: Игры-2010 станут для вас шестыми?
Пехштайн : Не ошибаетесь.
РГ : Для конькобежцев - рекорд в Книгу рекордов Гиннесса?
Пехштайн : Насчет Гиннесса не знаю. В некоторых справочниках пишут, будто я 1975 года. Но я - спортсменка и своего возраста не скрываю. Родилась в 1972-м в Восточном Берлине.
РГ : Успели побегать еще за ГДР?
Пехштайн : Да. И что? Нас неплохо учили.
РГ : Ваше здоровье, и вперед на Ванкувер. А русский из школьной программы, он, как, не забыт?
Пехштайн : (Со вздохом) На здоровье! Но это то немногое, что я на сегодня помню. Общаюсь с вашими конькобежцами. Раньше и часто - со Светланой Журовой.
РГ : Знаете, она недавно родила.
Пехштайн : Конечно, знаю. Родила и выиграла Олимпиаду.
РГ : Да нет! У Светы - второй ребенок.
Пехштайн : Она же у вас и политик, и мама. Как все успевает? Мои поздравления.
РГ : Передадим. Но без Светы дела в коньках идут неважно. Что-то далеко до медалей.
Пехштайн : Может, кто-то и появится? Но этот год у ваших неудачный, откровенно неудачный. Хотя хорош Лаленков. Есть шанс на медаль. Скобрев? Нет, вряд ли.
РГ : А вы сами?
Пехштайн : Буду бороться на всех дистанциях, где только можно. Раньше на Олимпийских играх мне удавались 5 тысяч. Но я бегаю и спринт. Слышали здесь, в Кортоне, последнюю шутку про Плющенко?
РГ : Пока нет.
Пехштайн : Он опаздывает сюда на праздник, не успел пересесть с самолета на самолет, потому что фигурист, а не спринтер.
Разговор наш происходил поздним вечером в крошечном итальянском городке Кортона, куда и доехать по узеньким горным дорогам по силам лишь искусным местным асам. Пехштайн была весела, шутила и с нами, и со своим менеджером. После праздника охотно позировала фотографам, раздавала автографы. А через 24 часа, когда мы уже добрались до Москвы, а наша приятная собеседница до своего Берлина, пришла сенсационная новость. Великую немецкую конькобежку и "Легенду" дисквалифицировали на два года. Никакого Ванкувера: на дорожку Клаудии позволено выйти только 9 февраля 2011 года.
Если попытаться говорить откровенно, то Пехштайн дисквалифицирована Международным союзом конькобежцев (ИСУ) по некоторым косвенным признакам применения кровяного допинга. Точного вердикта - применяла и все тут, пока не вынесено, однако различные показатели крови у прославленной чемпионки значительно изменились, и последовало суровое наказание. Если припомнить, то из по-настоящему великих была вот так же сурово дисквалифицирована лыжница Лариса Лазутина, хотя в "нашем" случае доказательств было побольше.
Не значит ли это, что борьба с допингом идет сегодня без всякой оглядки на титулы и национальную принадлежность? Не пощадили и Пехштайн, хотя остались некоторые сомнения, недоговоренность... Быть может, Клаудиа все же попытается оспорить вердикт? Ведь есть какие-то шансы на оправдание.
И еще никак не могу дать ответ: знала ли в ночь накануне дисквалификации об угрозе? Была бы в курсе, не рассказывала бы об олимпийских планах столь откровенно и не улыбалась бы так широко и искренне. Пехштайн - великая конькобежка, а не актриса, освоившая систему Станиславского. Видимо, если и подозревала о разборках в ИСУ, то считала их незначительными, надеялась, что уж ее-то, завоевавшую девять олимпийских наград плюс 34 медали мировых первенств, без 100-процентных доказательств тронуть не осмелятся. Однако осмелились и тронули.
Но дисквалификация - суровейший урок не только для Пехштайн. Это серьезное предупреждение всем "легендам", великим и таковыми себя считающим - борьба, точнее, битва с допингом будет вестись невзирая на лица. Любое, даже не до конца доказанное нарушение или допинг-тест, вызывающий сомнение, приведут к дисквалификации.
И нашим будущим олимпийцам об этом необходимо помнить днем и ночью. Лепет "не виноватая я" приниматься во внимание никем и нигде не будет. Сострадания нарушителям ждать нечего.
Ну, Пехштайн... Вот вам и жизнь чемпионки. Вечером - "Легенда", а поутру, когда проснулись... И все-таки мне Клаудиу жалко. Милый она человек, да и к нам, россиянам, относится хорошо. Только пойди расскажи об этом суровым вершителям судеб из ИСУ. И слушать не станут.
Сестра равняется на брата
В горных лыжах - сплошная семейственность. Манфред и его младшая сестра Мануэлла Мелиг не близнецы, но похожи - прямо одно лицо. Беленькие, аккуратненькие, хорошо воспитанные. Оба - отличные специалисты в слаломе и гигантском слаломе. Но влюбленные в горные лыжи итальянцы титул "Легенд" им присвоили авансом.
А военная форма сидит на ребятах будто влитая.
РГ : Друзья, "легенды", вы и правда в военных?
Мануэлла Мелиг : Так легче живется.
Манфред Мелиг : О тебе заботятся и дают тренироваться. Одеваешь форму - и снимаешь столько проблем сразу.
РГ : Вы, кажется, в этом году заезжали в Москву?
Манфред : Только я. Сразу после Нового года - 2 января. Пригласили прокатиться в параллели и прямо в центре Москвы около вашего университета. Мне понравилось. Может, приеду еще. Хотя будущий сезон посложнее. Надо стать настоящей "Легендой". Быть может, в Ванкувере?
РГ : Все равно приезжайте. Пусть наши горнолыжники у вас хоть поучатся.
Мануэлла : Нет, у вас есть способные. Только практики у них мало. Или такое впечатление? Но я думаю, к Сочи они к своим горам, как мы говорим, прикатаются.
РГ : Ну а вы-то рассчитываете на Ванкувер?
Манфред : А после Канады - на русский город Сочи. Мы с сестрой имеем неплохие шансы в слаломе и гигантском слаломе. И готовимся уже сейчас. Наши "легенды" налегали на шампанское. А мы - нет.
Мануэлла : Бережем силы: если и пить шампанское, то только после Ванкувера.
У Катарины язык за зубами
Двукратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию немка Катарина Витт прибыла в Кортону с визажисткой и помощником. Да, короля, вернее королеву, играет свита. И сопровождающий персонал со своей ролью прекрасно справился.
Прямо на глазах у других "легенд" Катарину подкрашивали. Причесывали развивающиеся черные волосы. Не слишком подпускали и журналистов: итальянцы жаловались, что интервью так взять и не удалось.
Витт работает по контрактам во многих странах, часто бывает и в США, что здорово ощущается. Манеры у дамы нонче чисто американские, милую и доброжелательную Катарину середины 1980-х не напоминающие. Как же у нас носились с Катариной, как превозносили и баловали во время частых приездов.
А уж дома, в ГДР, примерная гражданка молодого социалистического государства была не только любимицей всей страны, а и ее руководителя Хоннекера. Почести, награды лились на прославлявшую ГДР Витт широченным потоком.
Но в Кортоне Витт держалась как-то обособленно, так просто и не подъедешь. А когда столкнулись лицом к лицу, то сначала вроде бы и не узнала. А потом, предупреждая просьбу о беседе, быстренькой скороговоркой: "Мне надо сконцентрироваться перед награждением. Мы, спортсмены, такие".
Словно боится, что зададут ей какой-то коварный вопрос, ответ на который давать так не хочется. Но зря тревожилась Катарина Витт. Мы не задаем неудобных вопросов, тем более что ответ на наиболее сложный мне давно подсказал один из ушедших руководителей распавшегося государства.
Однако не случайно церемония проходила на ступенях высокого старинного собора. И Он оттуда, сверху, все увидел. Визажистке и помощнику пришлось не на шутку потрудиться со своей высокопоставленной подопечной. Птицы, встревоженные музыкой и огромной толпой у подножия храма, носились высоко в небе.
И, надо же, одна из них выбрала целью именно Витт. Вдруг плечи и волосы Катарины покрылись неприятным, с небес свалившимся белым веществом. К сожалению, птичка сработала по-крупному. И красавицу быстро очистили, вычесали и снова причесали. Так что на подиуме Катарина была прекрасна.
Из досье "РГ"
Пятикратная олимпийская чемпионка и многократная победительница мировых первенств по скоростному бегу на коньках, Пехштайн официально провозглашена сильнейшей спортсменкой Германии в зимних олимпийских дисциплинах. Выступала на пяти Олимпийских играх. Начав еще в 1992 году во французском Альбервиле, она ни на одних Играх не оставалась без медали. В 1994, 1998 и 2002-м трижды завоевывала "золото" на неимоверно трудных 5000 метрах.
Увидев перед церемонией награждения нашу "легенду" Лидию Павловну Скобликову, Пехштайн подошла к ней, расцеловалась. Медалей у немки на тонну, а спеси - никакой.