Принятые изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы дали старт применению так называемой сделке с правосудием. Накануне "Российская газета" опубликовала эти документы. Теперь гражданам, согласившимся сотрудничать со следствием, гарантируются защита и смягчение наказания.
Речь идет о тех из них, кого на милицейском сленге именуют "лицами, состоящими в преступных сообществах". Для того чтобы их договор с органами стал реальностью, пришлось изменить несколько статей сразу двух кодексов РФ.
Новый закон очень специфичен. Он конкретно направлен на борьбу с оргпреступностью с помощью самих бандитов. Четыре с половиной года в нашей стране действовал особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Он зарекомендовал себя очень хорошо. По этой системе, например, в 2006 году было рассмотрено около 40 процентов уголовных дел. Но этот порядок не решил задачи борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Люди, замешанные в таких серьезных преступлениях, как правило, отказываются от дачи показаний на соучастников и организаторов. Когда новый закон обсуждали, все говорили, что новые изменения нужны именно для таких дел.
Подобные поблажки в виде соглашения наша страна вводит впервые. Неправильно было бы сказать, что с преступниками раньше не договаривались. Но это был, если так можно выразиться, устный договор. То есть сторонам надо было верить друг другу, что называется, на слово. А в итоге сыщик мог и обмануть - пообещать снизить срок и ничего не сделать. Отговорка простая: извини, судья не согласился. Теперь все посулы следствия закреплены в законе.
Итак, новый документ относит к смягчающим обстоятельствам явку с повинной, активную помощь в раскрытии преступления, а также в изобличении соучастников и в розыске имущества, добытого преступлением. По закону гражданин, заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве, при наличии этих смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих может получить срок, не превышающий половину максимального срока самого строгого наказания. Если статьей предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, то такие виды наказания не будут применяться. Это очень серьезный стимул для преступников не молчать.
Кроме того, закон дополняет УПК совершенно новой главой 40.1. Называется она "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве".
Глава устанавливает характер и пределы участия обвиняемого и подозреваемого в раскрытии и расследовании преступления.
Эта же глава возлагает на прокурора полномочия по разрешению ходатайства о заключении соглашения о сотрудничестве и составлению досудебного соглашения о сотрудничестве. Закон определяет и особый порядок проведения предварительного следствия, судебного заседания и вынесения приговора, а также необходимые меры безопасности в случае возникновения угрозы подозреваемому или обвиняемому.
Механизм заключения подобных сделок не нов. Он прописан в законодательстве США, Канады, Великобритании, Франции и других государств. То, что принято называть "сделкой с правосудием", было известно еще в средние века в Британии. Тогда существовало такое понятие, как "апелляция раскаявшегося": преступник мог избежать смерти, если рассказывал властям о преступлениях, совершенных другими.
Правда, в конце концов эта практика прекратилась - слишком многие оговаривали других безосновательно. Само понятие "сделка с правосудием" в современном понимании возникло в конце XIX века в США.
Сегодня в мировой практике есть два типа сделок, которые подходят под определение "досудебное соглашение о сотрудничестве". Самый распространенный - договор с прокуратурой. На его основе только в Америке выносится до 90 процентов всех приговоров. Суть его в том, что в обмен на признание вины прокуратура снимает с человека часть обвинений или переквалифицирует преступление из более тяжкого в менее тяжкое. Сделка может быть предложена любой из сторон. Ее условия обсуждаются обвиняемым и прокурором, а потом утверждаются судьей. Судья может отказать в утверждении сделки, но если он дает свое согласие, то обязан, со своей стороны, исполнить ее условия.
Другой формой сделки с правосудием является то, что в Америке называют превращением в свидетеля обвинения. В обмен на показания против сообщников подозреваемый получает "прокурорский иммунитет" - полное или частичное освобождение от ответственности. Сделка также заключается между обвиняемым и прокурором и должна быть одобрена судьей. После заключения сделки исполнение ее условий становится обязательным для всех ее участников. Правда, если у прокурора появляются новые улики, на основе которых он может добиться вынесения обвинительного приговора, сделка может быть расторгнута. Но такое бывает очень редко.