09.07.2009 09:50
Власть

России и США нужен новый договор об ограничении СНВ

О чем договорились президенты России и США?
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №125 (4949)
Читать на сайте RG.RU
Дмитрий Медведев показал Бараку Обаме Кремль. Фото: Сергей Куксин

1. России и США нужен новый договор об ограничении СНВ

Формально это вызвано завершением 5 декабря 2009 года срока действия прежнего документа - СНВ-1. Продлевать его не видят смысла ни в России, ни в США. В Америке говорят: какой смысл обсуждать ограничения, которые уже выполнены? Надо разоружаться дальше. В Москве в общем-то с этим согласны, но вспоминают о неких "вольностях" Вашингтона при трактовке старого договора. В частности, о том, что многие боеголовки и вторые ступени ракет американцы так и не уничтожили. Мы добросовестно пустили свои под нож, а за океаном их сняли с боевых комплексов и увезли на склады.

В новом документе наши военные надеются отдельной строкой прописать положение о невозвратности ядерных потенциалов. Если уж договорились ликвидировать оружие, то надо его уничтожать, а не складировать "на черный день". Причем резать под контролем второй стороны.

Есть и другие статьи СНВ-1, требующие отмены или корректировки. В частности, некоторые эксперты считают, что СССР пошел на неоправданные уступки американцам по мобильным грунтовым ракетным комплексам. СССР обязался держать подвижные "Тополя" в строго ограниченных районах - главным образом за Уралом - и передавать Вашингтону их координаты.

2. Окончательные характеристики будущего договора определят генералы

Было бы наивным полагать, что президент Медведев определял их без участия военных. Более того, минобороны отводится главная роль в выработке параметров нового договора. Заявленные рамки сокращений - до 1500-1675 ядерных боезарядов и до 500-1100 носителей - нуждаются в подробной расшифровке. В СНВ-1 она была: отдельно по баллистическим ракетам подводных лодок, отдельно - по ядерному арсеналу дальних бомбардировщиков, отдельно - межконтинентальным ракетам наземного базирования. Столь же детально предстоит расписать и новые цифры сокращений. По словам начальника Генштаба Николая Макарова, они могут быть согласованы с американцами до конца нынешнего года.

А как быть с потенциалом сдерживания? Он сохранится у России после сокращений? На эти вопросы в минобороны отвечают однозначно: остающихся в нашем арсенале носителей атомного оружия и ядерных боезарядов будет достаточно для ответно-встречного удара. А вот к дальнейшему снижению военные относятся, мягко говоря, настороженно. Кроме России и США ядерным оружием обладают и другие страны. И уже если полностью избавляться от атомных арсеналов, то не только нам и американцам, но и остальным.

3. Новый договор будет отличаться от прежнего

Главное - снижением планки ядерного противостояния и большей открытостью США и России для взаимного контроля. Немало и других новшеств. В частности, впервые должны зафиксировать положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Документ обяжет Россию и США держать ядерные комплексы исключительно на своей территории. Также планируется внести туда пункт об учреждении своего рода штаба для оперативного решения всех вопросов, связанных с реализацией соглашений. Есть предварительная договоренность, что документ будет действовать 10 лет. Что, впрочем, не исключает его досрочного прекращения. Это может случиться, если мы и США задумаемся о новом, более радикальном сокращении СНВ и решим зафиксировать эти намерения на бумаге.

4. Дислокация ядерных сил России не поменяется

Главные базы наших атомных подлодок останутся на Северном и Тихоокеанском флотах. Дальняя авиация продолжит базироваться в Энгельсе под Саратовом и на Дальнем Востоке. Что же касается Ракетных войск стратегического назначения, то там перемены продиктованы не столько российско-американскими договоренностями, сколько новым обликом Вооруженных сил. К 2016 году РВСН "похудеют" на одну армию и три дивизии. Ядерные объединения решено оставить в Омске и Оренбурге. Боевое дежурство там будут нести 4 дивизии с комплексами стационарного базирования и 5 дивизий мобильных "Тополей-М". Судя по всему, за бортом не останется и Козельское ракетное соединение, чье расформирование, напомним, остановил Верховный главнокомандующий.

На 1 января 2007 года наши стратегические ядерные силы имели около 750 носителей, которые можно было оснастить примерно 3820 боеголовками. Так что сокращать средства доставки атомного оружия России, возможно, не придется. А для ликвидации излишних боеприпасов менять дислокацию частей не нужно.

5. Дискуссию вокруг американской ПРО в Европе надо продолжать

Это, пожалуй, единственный вопрос, на который так и не дал ответ визит президента Обамы в Москву. Хотя наши военные оптимизма не теряют. "Если в прежней администрации США нас просто не слышали, то в нынешней проявляют готовность к взаимному обсуждению", - заметил после переговоров начальник Генштаба Макаров.

"В принципе не исключено, что по двум объектам ПРО в Восточной Европе американцы сдадут назад, - сказал в разговоре с корреспондентом "РГ" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. - Например, согласятся заморозить их развертывание лет на 10. Ну, не будет в Польше противоракет, а в Чехии - РЛС. Так американцы завезут в Балтийское море морской комплекс ПРО. Потому надо договариваться не по частностям, а решать проблему ПРО в целом".

6. Военные грузы США пойдут в Афганистан через территорию России

Перебрасывать за тысячи миль бригады и дивизии - дорогое удовольствие даже для США. Если говорить об Афганистане и Пакистане - еще и опасное. Лететь и ехать через Россию куда спокойней. Разрешение на транзит невоенных грузов антиталибской коалиции мы выдали давно. Теперь вот разрешили США перебрасывать по воздуху через нашу территорию персонал, вооружение и технику. Авиабаза Манас, конечно, поближе к Афгану, но в августе ее перепрофилируют в Центр транзитных перевозок военных грузов. А много ли их примет небольшой киргизский аэродром? Теперь, скорее всего, технику и армейское имущество погонят через Россию и дружественные нам страны СНГ с конечным пунктом где-нибудь в Кабуле. В год таких рейсов может быть несколько тысяч. За транзит мы берем деньги. Это нормальная международная практика. Кроме того, Россия добилась права досматривать американские грузы и при необходимости сажать транспортники С-130 "Геркулес" для проверки на свои аэродромы.

7. Военные России и США проведут совместные учения

Подробности таких маневров не известны. Скорее всего, их пока у военных просто нет. А есть решение когда-нибудь, но не в этом году, провести совместные учения. Теоретически они могут быть посвящены ПРО. Между прочим, во времена Клинтона такие мероприятия практиковались часто. Правда, "воевали" наши и американские генералы в основном на картах и компьютерах. Сначала моделировали вражескую ракетную атаку, потом ее совместно отбивали.

От карт к делу перешли в 2004-м. Именно тогда впервые прозвучали слова "Торгау" и "Морской орел". Так назывались совместные учения наших и американских солдат в Германии и военно-морские маневры двух флотов в Атлантике. Эти учения генералы обещали сделать ежегодными, но между Россией и США снова пробежала кошка. Остается надеяться, что вторая попытка наладить военное сотрудничество будет успешней.

Внешняя политика