Почему в России любят джаз, который родился в затерянных кварталах Нового Орлеана, где царствовала музыка чернокожих импровизаторов? Ответ пришел неожиданно, на одном из московских концертов Алекса Новикова.
Зал Московского Дома музыки был переполнен. В середине концерта на сцену вдруг вышел Иосиф Кобзон с огромным букетом цветов и с удивлением посмотрел на слушателей. "Откуда столько народу?!" - воскликнул он. Певец пришел из соседнего зала, где в это же время вполне заслуженно чествовали "серьезного" музыканта, известного в сфере классики.
Это и был один из концертов Алекса Новикова. Импровизатора, саксофониста и настоящего джазмена. Просто приятного и симпатичного человека, после ухода которого за кулисы сцена просто немеет от тишины.
Алекс Новиков играет на саксофоне все. Когда в 1960-е годы в мире впервые появился фьюжн, то естественный звук саксофона слился с электрическим звучанием гитар и синтезаторов. Джаз устремился навстречу поп- и рок-музыке. Почти вся история фьюжн (а именно этим словом обозначается синтез джаза и стилей фолк, метал, регги, рок, поп и многих других, связанных и с электронными инструментами) предстает теперь перед российскими слушателями на концертах Алекса Новикова. Он один из тех современных джазменов, который не боится эксперимента, движения вперед, развития, самосовершенствования и настоящего труда. Новиков играет и душевный "Маскарад" мелодичного Рассела, и "Я буду ждать тебя" незабываемого Леграна, и "Караван" Дюка Эллингтона, и даже особо прочувствованного "Крестного отца" из одноименного фильма. Ему удается это всерьез и просто, с умом и с душой, профессионально и искренне наивно...
Знатоки музыки помнят, что джаз с самого возникновения считался для "нормального человека" чем-то неприличным. Пианист или гитарист, осмеливающийся попробовать себя в этом жанре, мог стать персоной нон грата в проверенных музыкальных кругах. Тем более саксофонист - эдакий выдувающий странную музыку персонаж. Да и в советское время у джаза были проблемы. Не вписывался он в добротные и оптимистичные ритмы эстрадной песни. Начиная с оркестров Леонида Утесова и Олега Лундстрема, можно было говорить, что не все потеряно в этом направлении для нашей страны.
Алекс Новиков играл у Лундстрема. И это один из его пропусков в мир кумиров саксофона. Всякое бывает на пути к вершинам признания. Например, признанному ценителями Игорю Бутману пришлось однажды даже встать на коньки и выйти на ледовую арену, чтобы в очередной раз доказать свою джазменовскую стойкость и умение приобщиться к полноте разнообразия радостей творческой жизни.
А вот теперь оказалось, что джаз еще и трагическая музыка. Она может передавать самые тонкие душевные переживания, волновать, держать в напряжении, заставлять задуматься. Это с особой выразительностью удалось показать Алексу Новикову в творческом единении с неповторимым Михаилом Козаковым, когда они выступили вдвоем со спектаклем "Дуэт для голоса и саксофона", основанном на поэзии Иосифа Бродского. Текст и мелодия, поэтические озарения и вдохновенная импровизация, классика, блюз и народная песня - такая музыкальная канва постановки порой сильнее вдумчивых выступлений иного драмтеатра.
Джазмен, как выясняется, еще и актер. Он, выходя на сцену, играет не только на саксофоне, но и особую роль. Музыкальный инструмент - лишь средство. Мастерство - лишь форма подачи образа. А продукт или итог - мелодия, которая остается в памяти порой лучше, чем фотография отлично сыгранной сцены. Такова магия джаза и знающего в нем толк артиста.
Саксофон - двойник Алекса Новикова. Он называет его по старинному (и при этом - современно): SAX. Не известно, кто кем на самом деле играет и кто кем управляет. Их давно уже двое. Предмет для ревности посторонних. Инструмент живет в руках мастера и становится одушевленным предметом. Они разговаривают без слов. Всегда ли ладят? Вряд ли. Настоящие друзья могут и немного повздорить, но они не перестанут быть друзьями. Даже родственниками. И на каждом новом концерте - оба, словно вечные иностранцы, выдают мелодию на "разных языках" свинга. Ведь импровизация не терпит одинаковости, повторов или заучивания.
Алекс Новиков уже вкусил славы. Теперь с ним многие хотят познакомиться, подружиться. На самом деле знатоки понимают и знают, что джазменов, которые могли бы собрать полный зал на свой персональный концерт, сегодня в стране не так уж много. Джаз противостоит активно развивающейся попсе. Джазмен - в некотором роде исполнитель, которого нынче можно присовокупить чуть ли не к андеграунду. Для классиков - это не самый близкий родственник, а для пустой эстрады - вовсе не конкурент, кассовых сборов "стадионами" не делает.
Однако на поверку оказывается, что обращение к серьезной и разбирающейся публике, чем и занят Алекс Новиков, дает свои плоды. Важно просто суметь разнообразить репертуар, сделать его понятным разному слушателю. Исполнитель должен заражать своим драйвом, идти в русле современного мейнстрима. У Алекса Новикова с этим нет проблем. Он выступал и выступает с Надеждой Бабкиной, с Людмилой Рюминой, с выпускниками "Фабрики звезд" из Первого телеканала и даже с актером Николаем Караченцовым. Он побеждал в важных конкурсах, его отмечали известными премиями, такими, как "Пилар" или "Овация". Он может себе позволить назвать свой концерт весьма претенциозно: "Избранные хиты XX века", и его поймут. К нему приходят на сцену в качестве партнеров солисты "Геликон-оперы", известные заслуженные и народные артисты России, не говоря уже об отличных гитаристах, клавишниках и даже каскадерах. Алекс в этих случаях просто играет на саксофоне. Остальное на сцене происходит словно само по себе. Но почему-то каждый из участвующих в его концертах исполнителей понимает, что джаз стал частью их собственных программ. И это является неожиданным проявлением пассионарности современного джазмена.
Взыскательный слушатель Алекса Новикова вправе ждать еще большего - классического саксофона, новых интерпретаций блюза, соула, латино, джаз-рока и техно...