09.07.2009 06:00
Общество

Писатель Виктор Ерофеев: Василий Аксенов был щедрым и великодушным другом

От нас ушел Василий Аксенов - "российский антисоветский писатель", как он сам себя называл
Текст:  Сусанна Альперина Андрей Васянин Максим Дворак Алексей Крижевский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №125 (4949)
Читать на сайте RG.RU
Вспоминая Василия Аксенова... Фото: архив "РГ"

Эта неделя началась с трагической вести - на 77-м году жизни умер писатель Василий Аксенов.

В четверг, 9 июля, - прощание с Василием Павловичем в Центральном доме литераторов, после чего его похоронят на Ваганьковском кладбище. В ближайшие дни должен выйти последний роман Василия Аксенова - об этом рассказал Виктор Вогман - литературный агент писателя: "Это роман о шестидесятниках, его главный герой - Роберт Рождественский".

Именно с легкой руки Аксенова целое поколение получило название "шестидесятники". Он написал 23 романа, и именно о нем близкий друг - писатель Евгений Попов сказал: "Из джинсовой куртки Аксенова, как из "Шинели" Гоголя, вышла вся современная русская литература".

В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь". Авторы этого альманаха стали лицами поколения, более того, всю жизнь их связывали особые отношения.

С "Российской газетой" Василий Аксенов дружил - он был нашим читателем, гостем и автором, принимал участие в дискуссиях и "деловых завтраках". Именно у нас он представлял свои книги, в том числе и роман "Редкие земли", пропавший отрывок из которого был опубликован в "РГ". Кроме того, Аксенов никогда не отказывал нашим журналистам и всегда давал интересные насыщенные интервью.

Сегодня, прощаясь с ним, "РГ" попросила и нескольких авторов "Метрополя", и друзей Аксенова сказать теплые слова о Василии Павловиче.

Виктор Ерофеев, писатель:

- Это был человек с удивительно оптимистичной картиной мира, большой романтик, который верил, что мир можно изменить к лучшему и сделал все для этого. Несмотря на то, что часть детства он провел в Магадане - а у него было довольно тяжелое детство - он все равно научился смотреть на мир позитивно.

"Звездный билет" - главное тому свидетельство, открывшее тему любви в современной литературе. От этой книги и пошло литературное направление, которое выделяет Аксенова из всех писателей. Он - основоположник новой прозы, веселой, игривой, ироничной и с юмором. Именно это он ценил и у других. Он проявил совершенно новое отношение и к стилю, писал, исходя из чего-то, а не из кого-то, в первую очередь - из слова. В любой ситуации он видел сюжет для прозы, из всего абсолютно мог сделать рассказ.

Это был щедрый и великодушный друг, мой наставник и защитник в мире литературы, который всегда понимал, ценил и поддерживал. Единственный человек в жизни, который дал мне возможность встать на ноги, перенести весь гнев, который обрушился на мою юную голову. Я многому у него научился. Он, среди прочего, открыл для меня Набокова, романы которого я брал с его полок.

Познакомился я с ним в 18 лет, то есть в далеком 1966 году. Я тогда был еще только студентом. Немногим позже мы стали соратниками, которые могут высказывать разные представления, к примеру, о жизни и смерти, но при этом всегда уважительно.

Дружить с таким человеком было невероятно почетно, он был кумиром целого поколения. Это человек-эпоха. Его творчество очень важно для России благодаря, в первую очередь, именно тому, что оно светло и жизнерадостно.

Александр Кабаков, писатель:

- Это не только литературная потеря, это потеря всей нашей жизни. Такие потери закрывают по-настоящему прошлое столетие. Он до последнего момента оставался актуальной фигурой литературной жизни - вспомните, какие жаркие споры разыгрывались вокруг его последних книг "Москва-ква-ква" и "Редкие земли" - значит, цепляло, значит, он был актуален. И вот еще что важно - каждый человек, и каждый пишущий человек, остается в своем времени. Аксенов, конечно, - это шестидесятые, но именно те шестидесятые, которые проросли в наше время. Уникальный дар - быть героем своего времени, оставаясь при этом героем современности. И, как и у всякого большого писателя, одна из его книг оказалась пророческой: герои "Кесарева свечения" проводят свои дни в полужизни-полусмерти. Так вышло и с ним. Аккуратнее надо быть.

Владимир Войнович, писатель:

- Нас с Аксеновым очень многое объединяло - мы ровесники, нас застала в детстве война, мы одновременно входили в литературную жизнь, в одно и то же время переживали неприятности с властью, вынуждены были эмигрировать. Аксенов - это человек огромного таланта, к которому слава пришла сразу, с первых опубликованных им произведений. Ко времени его отъезда он уже был состоявшимся, знаменитым литератором - как ни пыталась советская пропаганда сделать его мелкой сошкой, слепым котенком. Наш котенок не был слепым. Он был под запретом. Так люди искали его вещи в старых номерах "Юности", перепечатывали и ксерокопировали, передавали друг другу и читали ценой сна. Именно поэтому, когда он уехал в Америку в 1980 году и вернулся спустя десять лет, он не вынужден был начинать карьеру заново, а остался такой же легендой, как был. А причина этого проста - он всегда был настоящий трудяга: в Америке он каждый день в шесть утра обязательно садился к письменному столу и писал, после чего ехал в свой университет и помногу часов преподавал...

Подготовили Сусанна Альперина, Алексей Крижевский, Андрей Васянин, Максим Дворак

справка

10 самых известных книг Василия Аксенова:

1. "Остров Крым"

2. "Коллеги"

3. "Звездный билет"

4. "Московская сага"

5. "Вольтерьянцы и вольтерьянки"

6. "Москва-ква-ква"

7. "Бумажный пейзаж"

8. "Ожог"

9. "Скажи изюм"

10. "В поисках грустного бэби"

Досье "РГ"

Василий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 г. в Казани, в семье партработников, впоследствии репрессированных. В 1956 г. окончил Ленинградский мединститут. В 1956-1960 гг. работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинграде, в Москве. Произведения В. Аксенова выходили в журналах "Юность", "Новый мир" и отдельными изданиями. В 1975-79 гг. романы "Ожог" и "Остров Крым" были запрещены цензурой. В 1979 г. он был одним из организаторов альманаха "Метрополь". В 1980 г. эмигрировал в США, где преподавал в ведущих университетах. С конца 90-х жил и в Биаррице (Франция). С 1989 года вновь издается в России. Лауреат премии "Русский Букер" (2004). В начале 2008 г. перенес инсульт, от которого уже не оправился.

Утраты Литература