Кубанский ювелир Рафаэль Кочарян придает серебру мужественность шпаги и нежность кольца.
Совсем "молодой" еще белый металл, усыпанный 1400 камнями и покрытый узорами эмали, украшает ножны персидской сабли - одной из его последних работ. Рафаэль резко выдергивает коричневый клинок и предупреждает: осторожно, остро заточен. Хотя для него холодное оружие - только произведение искусства.
В Армении уже в 20 лет он получил звание народного мастера республики. В 98-м отправился в Италию, но работать там с серебром не мог - требовалось получить специальное разрешение, что сделать очень трудно. Спустя два года приехал в Краснодар.
- Золото - капризный металл, который позволяет делать с ним только то, что он сам хочет, - говорит мастер. - А серебро - мягкий душевный металл, который помогает художнику воплотить любую идею. Белое яркое серебро с годами темнеет, и его красота меняется в лучшую сторону. Оно живет, а золото всегда остается одинаковым.
Во многих работах краснодарца заложена своя символика. Например, свадебные кубки невесты и жениха подобны дереву со стволом и плетущейся кроной - семья тоже должна расти. Женская чаша украшена бирюзовой эмалью (ее делает сам) как олицетворение нежности и хрупкости. Пасхальное яйцо сделал высотой 43 сантиметра: когда заканчивал произведение, было 43 года. Внутри - храм с куполами григорианской, православной и католической церквей. Так пытается донести до зрителей главную идею: несмотря на внешние расхождения, все прихожане - одной веры.
Рафаэль шутит: "Часто думаю, я серебро мучаю, или оно меня". Его творческий принцип: следующая вещь обязана быть красивее предыдущей.
Персидскую саблю создавал пять месяцев. А буквально через несколько часов после нашего разговора Рафаэль отправился с ней в Москву, чтобы показать экспертной комиссии Российской гильдии мастеров-оружейников. Здесь работу проверят на авторскую оригинальность, потому что копии для настоящих ценителей ничего не значат.