09.07.2009 01:00
Культура

Выставка в Москве напомнит о падении Берлинской стены

Текст:  Дарья Белоглазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №124 (4948) Российская газета - Федеральный выпуск: №126 (4950)
Читать на сайте RG.RU

В Центральном Доме художника открылась выставка, приуроченная к 20-й годовщине падения Берлинской стены и 5-летию расширения ЕС.

Одной из "сквозных идей" этой экспозиции стал образ Берлинской стены, "сложенной" из слов и рисунков, воспоминаний людей, которые за эти годы превратили ее в общую художественную работу.

Берлинская стена - символ всей послевоенной эпохи, разделившей мир на два отгороженных друг от друга "лагеря". Для жителей Европы в 80-е годы падение этого барьера означало не просто открытие границ и крушение социалистической системы - это стало знаком нового обретения свободы. В том числе и свободы творить без оглядки на идеологические "чек-пойнты" и колючую проволоку. Кстати, если с "восточной" стороны к стене до самого ее падения нельзя было подойти близко, то на Западе она задолго до этого стала площадкой для самовыражения многочисленных художников - как профессионалов, так и любителей. К 1989 году она превратилась в многокилометровую выставку граффити, в том числе весьма высокохудожественных.

Огромная стена, состоящая из "кирпичиков" - слов, созданная группой "МишМаш", - центральный элемент выставки, отражающий ее концепцию. "Утро. 27 мая…" - неровными буквами выведено на белой стене. Каждый день сюда приходили люди и писали на холодном бетоне "кусочки" своей жизни. Эти слова, тысячи слов и рисунков встречают посетителей сегодняшней выставки. Еще один экспонат - инсталляция: на машине для "нарезки" дисков установлен череп, который "пилят" с каждым оборотом диска. Символ прозрачный, но до предела точный.

Часть произведений презентует Европу как единое открытое культурное пространство. Например, огромный комод, состоящий из множества разноцветных ящиков, - аллегория вполне прозрачная. Пусть у каждой страны своя территория, но их объединяет единое творческое пространство, которое не имеет и не должно иметь границ.

В качестве экспонатов на выставке представлены номинанты общеевропейского конкурса современного искусства, чьей исторической основой является 20-я годовщина падения Берлинской стены и пятилетие расширения ЕС на Восток. На пресс-конференции организаторы конкурса еще раз пояснили, что цель их проекта - показать Европу как одно открытое культурное пространство, в котором отсутствуют "стены" и барьеры, в котором культурный диалог и свобода передвижения играют важную роль для творчества, инноваций и взаимопонимания.

Актуальное искусство