13.07.2009 03:00
Экономика

На Байкале началось строительство первой ОЭЗ туристско-рекреационного типа

Особая экономическая зона должна защитить Байкал от нашествия "диких" туристов
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №126 (4950)
Читать на сайте RG.RU

Начинается строительство первой особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале. В конце прошлой недели на месте будущей стройки заложили первый камень. "Под ключ" она будет сдана к 2011 году, надеется глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.

Зона "Байкальская гавань" расположится в Бурятии. Причем строительство туристической инфраструктуры на Байкале будет впервые начато на законных основаниях, говорит Алпатов. Масштабный проект должен решить сразу несколько задач. С одной стороны, уберечь всемирно известное озеро от нашествия "диких" туристов, перенаправив их поток в цивилизованное русло. С другой - дать региону солидный источник дохода и новые рабочие места.

Пока байкальский берег, где через два года вырастут комфортабельные отели, рестораны в национальном бурятском стиле и яхт-клубы, девственно пустынен. Но на деревья уже повесили специальные веб-камеры, через которые в РосОЭЗ будут наблюдать за ходом стройки. Госвложения в инфраструктуру зоны составят 2 миллиарда рублей, в 5 миллиардов обойдется прокладка дороги от Улан-Удэ по линии федеральной целевой программы, обещал вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин.

Госинвестиции должны стать сигналом для бизнеса. В РосОЭЗ планируют, что на каждый казенный рубль предприниматели добавят три своих. В зоне уже зарегистрированы три резидента, обещавшие вложить в ее обустройство 3,5 миллиарда рублей. Но "набор желающих" продолжается. Чиновники надеются, что кризис не отпугнет предпринимателей. РосОЭЗ хочет запустить новую антикризисную программу: агентство на днях разослало в крупнейшие банки письма с предложением прокредитовать резидентов особых экономических зон на льготных условиях. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын делает ставку на упавшие в кризис цены на стройматериалы и хорошую рентабельность туристического бизнеса, которая в среднем составляет 25 процентов.

В Бурятии, как, кстати, и в других российских регионах, развитие туризма становится модной темой. Кроме "Байкальской гавани", в республике параллельно прорабатывают еще 11 региональных проектов в сфере туризма. К 2020 году поток туристов в республику может составить 2 миллиона человек в год, прикидывает Наговицын (примерно столько же сейчас принимает Турция). Но пока ежегодно Бурятия принимает не более 250 тысяч гостей. Любители дикой природы и экзотических национальных обычаев предпочитают отдыхать в соседней Монголии - там уже построены современные отели, круглосуточные рестораны и даже оборудованные "под туриста" стоянки в степи.

Охоту к путешествиям по стране отбивают и высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты. Они, надо признать, по карману далеко не всем. Впрочем, Кудрин, отвечая на вопрос "РГ", ясно дал понять, что никаких субсидий на авиабилеты государство предоставлять не собирается: "Когда особая экономическая зона заработает, число желающих приехать сюда будет больше, чем она сможет принять".

авторитетно

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

- Сама идея создания туристско-рекреационных зон правильная. Потому что до сих пор в России в отличие от других стран, где серьезно занимаются развитием туризма, нет ни одной комплексной курортной застройки.

Однако надо понимать, что деньги, вложенные в туризм, "отбиваются" достаточно медленно: затраты на строительство гостиниц окупаются через семь-десять лет, тогда как, например, вложения в строительство офисов, жилья - через два года. Поэтому потенциальных инвесторов зон еще надо заинтересовать. Сейчас никаких особых налоговых льгот им не предлагается. Но преференций могло бы быть больше. Например, в Греции инвесторам, вкладывающим деньги в строительство гостиницы, проект которой получил одобрение и прошел серьезную экспертизу, государство по завершении работ возмещает 30 процентов затрат. У нас в стране практически нет возможностей для развития речных круизов: свои теплоходы почти не делают, ввоз импортных судов обложен пошлинами, а иностранные речные суда на внутренние воды не пускают. И сейчас по рекам ходят буквально музейные экспонаты.

Отдельная история - стоимость перелета. Цена авиабилета в тот же Улан-Удэ доходит до 30 тысяч рублей на одного человека, семья из четырех человек заплатит уже 120 тысяч. За эти же деньги можно купить тур на Мальдивы или в Италию. И если государство заинтересовано в развитии туристско-рекреационных зон в Сибири, на Алтае, оно должно проводить политику, направленную на снижение стоимости билетов.

Очень серьезный вопрос, который касается сибирских территорий, - проблема сезонности. Курорты задуманы как круглогодичные, но тогда в их продвижение и раскрутку надо вложить серьезные деньги - проводить рекламную кампанию, объяснять, насколько эти места уникальны.

Инфраструктура Туризм