Еще пару недель назад мэр Москвы Юрий Лужков, впервые лично проинспектировав ход реконструкции Большого театра, с сожалением заметил: "Мы вынуждены работать в рамках утвержденного проекта, изменить уже ничего невозможно". А в минувшую субботу вдруг заявил о своем намерении добиться коренной переработки проекта. Что же случилось за столь короткий срок?
"Все это время я тщательно анализировал проектную документацию, в соответствии с которой идет обновление этого памятника культуры, изучал, как это делается в других странах, - объяснил мэр на ставшем традиционном по субботам совещании на Кузнецком мосту. - И пришел к выводу: имеющийся у нас проект - это преступление перед Большим театром и теми, кто приходит сюда насладиться балетом или оперой". И далее пояснил, что имеет в виду: "Современные театры, как правило, уже оснащены эскалаторами. А в этом подземном бункере - винтовые лестницы, на которых пожилой человек окочурится, пока поднимется. Проходы узкие, кругом - встречные потоки, следствием которых - неизбежное столпотворение. В гардеробе и буфете теснота, тут не поделишься с друзьями впечатлениями от первого акта..."
Такую жесткую характеристику мэр дал новой строящейся части Большого театра, располагающейся под историческим зданием на глубине 20 метров. Именно из-за нее, как известно, в 2006 году общественный совет при мэре Москвы не одобрил проекта реконструкции. Но заказчик - тогда федеральное агентство по культуре все-таки начало стройку, невзирая на позицию Москвы. Тогда градоначальник выступал против гигантской ямищи, которая может угрожать многим зданиям в центре города. Теперь он с ней уже смирился - и в самом деле, не закапывать же, когда она почти выкопана, а стены театра висят над ней на множестве ножек-свай. Но с тем, что, пойдя на риск - и для театра, и для города в целом, Большой все равно не станет по-настоящему современным и комфортным, он смириться не может.
Идея, как выйти из этого положения, у Лужкова есть: отрезать примерно треть этого подземного пространства по высоте. В результате появится дополнительная площадь размером 500-600 квадратных метров. Вот ее-то и использовать для увеличения пространства, предназначенного для зрителей. И, конечно же, попытаться вписать и эскалаторы. С таким предложением и намерен мэр выйти к президенту РФ Дмитрию Медведеву, по поручению которого столица все-таки занялась этой стройкой, когда дела на ней оказались в критическом состоянии. Пока же в течение недели архитекторам "Моспроекта-2" дано задание внести необходимые изменения в проект.
Актерам Большого и руководству театра идея Лужкова нравится. "Мы тоже сторонники того, чтобы зрителям у нас было хорошо, - сказал корреспонденту "РГ" генеральный директор Большого Анатолий Иксанов. - Тем более что мы ничего не теряем: подземный репетиционно-концертный зал, единственное помещение во всем театре, где хор и оркестр могут репетировать вместе, сохраняется". И вообще, коллектив театра настроен весьма оптимистично: "Я рад тому, что к нам пришел, наконец, московский стройкомплекс. Теперь у нас снова появилась уверенность, что обещанный пуск обновленного театра в октябре 2011 года все-таки состоится. Поэтому мы готовим сразу две премьеры: балет "Спящая красавица" на октябрь и оперу "Руслан и Людмила" на ноябрь".
Самого же Юрия Лужкова темпы работ на Большом, хотя и несколько активизировавшиеся, пока не устраивают. О чем он прямо сказал в минувшую субботу генподрядчику: "Я страшно недоволен. Недельное задание вы выполнили максимум на 50-60 процентов. Даю еще неделю. Не управитесь? Поменяю на другого подрядчика, у нас в Москве много хороших строительных организаций".