Эксперты Московского автодорожного института подсчитали, что столица теряет на пробках 40 миллиардов рублей в год. Объясняется это прежде всего дефицитом дорог. Когда и где москвичи смогут поехать быстрее? Об этом шел разговор на "деловом завтраке" с руководителем департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александром Левченко.
Российская газета: Александр Николаевич! В соответствии со стратегией правительства РФ к 2020 году 70 процентов россиян должны быть отнесены к среднему классу. Значит, машин станет еще больше. Это учитывается при планировании строительства дорог?
Александр Левченко: Как раз сейчас готовится программа развития дорог до 2025 года, которую в ближайшее время мы представим на заседании правительства Москвы. Институты, привлеченные к ее разработке, исходят не только из предполагаемого роста количества автомобилей, но и берут во внимание множество других факторов. Например, где будут учиться дети? Тот, кто возит ребенка в школу, знает по личному опыту, как зависит от этого загруженность столичных магистралей. Например, на Большую Никитскую до половины девятого утра не проедешь, автомобили стоят до самого Садового кольца. Причина одна - там находится очень много престижных школ, куда везут детей со всей Москвы. И таких факторов много. Принимая решение, сколько километров трасс проложить и где именно, их нужно учитывать. Этим объясняется потребность города в комплексной программе. К сожалению, сейчас трудно далеко заглядывать. Кризис заставил скорректировать планы. Вместо предполагавшихся 80 миллиардов рублей в бюджете года на новые магистрали предусмотрено лишь 46 миллиардов рублей. Учитывая это, стоит задача закончить уже начатые проекты.
РГ: Федеральный бюджет участвует в транспортном развитии столицы?
Левченко: Его вклад - 3 миллиарда рублей. При наших-то потребностях! Правительство Москвы ставит вопрос о финансировании 50:50. Увы, такого подхода пока удается добиться лишь на отдельных объектах. Например, при реконструкции Крестовского путепровода.
Большая Ленинградка движется вперед
РГ: Самый сложный проект, который реализуется в столице, это, наверное, Большая Ленинградка. Давайте мысленно проедемся по ней, чтобы понять, сколько еще ждать завершения работ. Начнем с Манежной площади, где под Тверской до Камергерского переулка планировался грандиозный паркинг.
Левченко: Эту идею отложили. Проект реконструкции Пушкинской площади почти готов, но еще не утвержден. Ясно одно: на поверхности там никаких сооружений не будет. Памятник Пушкину останется на месте. В четырехэтажном подземном сооружении два этажа займет паркинг, один этаж - выставочные залы и кинотеатр и еще один - кафе, бары и т.д.
РГ: Что-то долго согласования идут...
Левченко: Два года разве долго? В Нью-Йорке дорогу от рухнувших башен-близнецов согласовывают уже 25 лет и никак не согласуют. А в Бостоне пятикилометровый участок строится 16 лет. В Москве столько времени не строилась ни одна дорога.
РГ: Вернемся к Ленинградке, на площадь у Белорусского вокзала. Работы на ней возобновлены?
Левченко: Да. Во время освоения подземного пространства там обнаружились коммуникации, не учтенные на старых планах. Перекладка их стоит свыше миллиарда рублей. Эти деньги выделил город. Расчеты с инвестором потребовали времени, и потому произошла остановка. Сейчас там строится стена в грунте, которая должна обезопасить подземный торговый комплекс. Эта работа, как и вывод всех инженерных коммуникаций, закончится в первом квартале будущего года, и тогда строители уйдут с поверхности земли. Можно будет заняться перепуском движения между 1-й и 2-й Брестскими улицами. В 2011 году москвичи поедут уже по новой схеме. На очереди - реконструкция путепровода. В первоначальном варианте она не планировалась, но обследование показало 70 процентов его износа. Сейчас делается проект.
РГ: А как москвичи поедут, когда путепровод закроют?
Левченко: Новый построим справа от действующего, если ехать из области. Так что движению не помешает. Смотрим дальше. Развязка у Ходынки, как известно, давно готова, у жителей огромного нового района больше нет проблем с въездом-выездом. Сейчас все силы брошены на развязку у "Сокола". Ленинградский тоннель там давно действует. В конце прошлого года была построена эстакада. Строятся еще два тоннеля - Волоколамский пустим в августе, до конца года - Балтийско-Алабянский в сторону улицы Балтийской, а в сторону улицы Алабяна - в 2010 году. Там тоннель пройдет еще под линией железной дороги. Получится поперечная связка между двумя соседними районами. В любом случае и от "Сокола" строители к концу года тоже уйдут. Пропускная способность здесь заметно увеличится.
Далее по Ленинградке. Развязка на Головинском шоссе построена, в районе метро "Войковская" будет закончена в этом году. На улице Фестивальной делать не стали, так как против выступили жители, а строительство тоннеля здесь неоправданно дорого. Поэтому развязку перенесли к Беломорской. Она сейчас проектируется и будет построена одновременно со вторым мостом через канал им. Москвы. Сам мост построим тоже в этом году, а съезды с него - в будущем. В середине следующего года, надеюсь, пустим по нему движение. Вот в общем и все. Если учесть, что работы на Ленинградке начались в 2007 году, не так-то и много времени они заняли.
РГ: А что происходит на Четвертом транспортном кольце?
Левченко: Реконструируются вспомогательные улицы, чтобы сделать связку между Щелковским и Измайловским шоссе. Она разгрузит Садовое кольцо. Дело в том, что жители востока и юго-востока столицы, которым нужно попасть в соседний район, сейчас вынуждены ехать до центра лишь для того, чтобы развернуться и двинуться обратно. Прямым ходом ЧТК займемся только в будущем году. На большее нет средств.
РГ: А если бы вам, Александр Николаевич, сказали: берите, сколько сможете, сколько денег вы освоили бы?
Левченко: Миллиардов 100 в год. Город большой, но все равно надо просчитывать, сколько он выдержит тех же перекрытий дорог. Например, сооружение ЧТК развернул бы сразу в трех-четырех местах. Проект от Щелковского шоссе до Рязанского проспекта имеется. Есть документация на строительство южного дублера - в направлении к Каширскому шоссе. Даже 14-метровый щит для прокладки тоннеля готов. Это направление сейчас очень забито. Увы! Приходится экономить. Думаете, почему строители в последнее время все чаще выбирают прокладку тоннелей, а не ведут дороги поверху? Под землей - дешевле, не надо выводить предприятия, платить компенсацию, да и земли не столько вывозить.
РГ: Вот-вот, иногда складывается впечатление, что все усилия московских властей брошены только на улучшение условий для жителей западных направлений. Им и дороги делают шестиполосные, и развязки хорошие. А восток и юго-восток как был промзоной, так и остался. Почему та же Ленинградка важнее, чем Рязанка?
Левченко: Ленинградка ведет в аэропорт Шереметьево, откуда улетают все москвичи, и не только москвичи. Киевское шоссе Москва привела в порядок, потому что оно ведет к аэропорту Внуково.
РГ: Вот вы и подтвердили лишний раз, что тем, кто живет на рабочей окраине, нет места в этой счастливой жизни, потому что нет там Шереметьева, Внукова и пафосной Рублевки...
Левченко: Это не так. Для облегчения ситуации в этом направлении уже строится хорошая четырехполосная дорога Вешняки - Люберцы. Трасса пройдет под МКАД и войдет в город в районе Рязанского шоссе. Первый участок - до МКАД - будет сделан уже в этом году и вызволит из мешка население двух новых районов - Кожухово и Вешняков. За два года ее построим полностью. Проектируется также реконструкция Старой Рязанки, строительство Выхинского транспортно-пересадочного узла... Да и ЧТК не случайно начали строить именно с востока.
Колея уходит
в прошлое
РГ: Порой кажется, что дорожные строители специально кладут такой асфальт, чтобы к следующей весне дорогу надо было ремонтировать...
Левченко: Увидите выбоину или трещины на новой трассе, позвоните к нам на "горячую линию"! Качество дорожного полотна сейчас - вопрос номер один. В прошлом году на выставке в Сочи мы увидели асфальт, изготовленный по новой технологии, с использованием резиновой крошки. Фирма-производитель убеждала, что он более стойкий к температурным перепадам, характерным для нашего климата. Немного закупили, провели эксперимент. Колейность и в самом деле проявилась намного меньше. К тому же выяснилось, что этот асфальт менее шумный. Так что цена - а он на 15-20 процентов дороже, вполне оправдана. Начали укладывать его в тоннели, где ремонт всегда очень сложен, так как приходится перекрывать дорогу. Теперь будем его использовать и на других трассах. Надеюсь, знак объезда в связи с ремонтными работами на дороге будет появляться реже. Нас нередко критикуют, что якобы положили "кривой" асфальт. На самом деле одежда любой дороги состоит из нескольких слоев. Сначала укладывается слой бетона, на него - слой так называемого черного асфальта и лишь потом - слой литого асфальта. Если дорогу пускаем зимой, то в целях экономии самый верхний слой не кладем, так как он все равно растрескается. Укладываем его позже, когда придет тепло.
Гараж: мечта и слезы
РГ: В прошлом году столичные власти впервые попытались решить проблему сноса плоскостных гаражей "бескровным" способом: сначала представить владельцам новое машино-место и лишь затем - подгонять бульдозер к ракушке...
Левченко: Освобождая площадку под ЧТК, мы действительно попытались учесть все ситуации. Если гараж был у человека в собственности, ему предлагали либо денежную компенсацию, либо место в паркинге. Те, у кого пенал стоял на временно отведенной земле, смогли купить бокс в этом же гараже. Самостройщикам дали возможность взять машино-место в аренду.
РГ: Но сам-то гараж построили?
Левченко: Была остановка в его строительстве из-за того, что ФАС сочла, что участок подрядной организации был выделен незаконно. Но сейчас все урегулировано, деньги есть, и до конца года люди переедут в новые гаражи.
РГ: Обновленная программа "Народный гараж" тоже вызвала немало конфликтов...
Левченко: Давайте определимся, что такое народный? Это значит прежде всего доступный. Если человек смог выложить 10 тысяч долларов за авто, то он должен иметь возможность купить и гараж примерно за столько же. Вот откуда цена машино-места - 350 тысяч рублей. То есть фактически по себестоимости. При том что на рынке цены от 15 до 170 тысяч долларов за машино-место. В чем еще привлекательность нового гаража? Его можно оформить в собственность, а значит, купить или подарить. Не случайно 35 тысяч москвичей уже подали заявления на участие в этой программе.
РГ: Ну а если приходит представитель управы и заявляет владельцам плоскостной стоянки: хотите или нет, снесем вас! И построим "народный гараж"!..
Левченко: Для предотвращения таких перекосов специально организована "горячая линия", чтобы москвичи могли обсудить все возникающие вопросы. Например, недавно по ТВ прошел репортаж о том, как под флагом "народного гаража" снесли детский городок. Разобрались. Виновные наказаны, городок будет восстановлен. Надо уяснить одно: насильно москвичей никто никуда загонять не будет.
В этом году будут введены в эксплуатацию:
- Крестовский путепровод;
- прямой ход Звенигородского шоссе по четыре полосы в обоих направлениях;
- эстакада от Звенигородского шоссе до Кутузовского проспекта на Третьем транспортном кольце;
- Волоколамский тоннель:
- Варшавское шоссе.
Полезный телефон
Есть вопросы по программе "народный гараж"?
Звоните по телефону "горячей линии": 8 (495) 730-95-51.