13.07.2009 04:00
Общество

В Россию привезут реликвии с крейсера "Варяг"

Реликвии с крейсера доставят на Родину
Текст:  Артем Санжиев (Сеул)
Российская газета - Столичный выпуск: №126 (4950)
Читать на сайте RG.RU

В понедельник в Россию привезут находящиеся в Южной Корее реликвии, связанные с подвигом знаменитого крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец".

В общей сложности речь идет о 14 предметах, включая флаг крейсера, винтовки, несколько снарядов и гильз. Экспонаты будут переданы во временное пользование российской стороне на девять месяцев для проведения выставок. Договоренность об этом была достигнута во время недавнего визита в Инчхон, где хранятся реликвии начальника управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктора Петракова.

Первая выставка откроется 26 июля в "Эрмитаже" и будет приурочена ко Дню Военно-морского флота России. Впоследствии увидеть реликвии смогут жители еще восьми российских городов, включая Москву.

Более чем 300-летняя история российского флота знает немало героических примеров. Но именно подвиг "Варяга" стал символом русского бесстрашия и воинской доблести.

В январе 1904 года "Варяг" и "Кореец" находились с дипломатической миссией в бухте Чемульпо. Когда началась Русско-японская война, командир японской эскадры, блокировавшей порт, предложил русским кораблям сдаться. Но капитан "Варяга" Всеволод Федорович Руднев принял решение дать бой. В неравном сражении крейсер получил значительные повреждения и был вынужден уйти обратно в Чемульпо. Там по приказу Руднева "Варяг" был затоплен. А канонерская лодка "Кореец" была взорвана. Экипажи кораблей были впоследствии через нейтральные страны отправлены на Родину.

Однако на этом история крейсера не завершилась. Японцы подняли российский корабль, и после ремонта он вошел в состав флота Страны восходящего солнца. В 1916 году крейсер был выкуплен российским правительством и отправлен на ремонт в Англию. Но уже через год в России произошла революция, и платить за ремонтные работы стало нечем. В 1918 году корабль был продан частному владельцу, но при буксировке к новому месту стоянки крейсер сел на мель, и сдвинуть его с места не было никакой возможности. В течение нескольких лет "Варяг" стоял на отмели, пока осенью 1925 года окончательно не затонул.

Как рассказали "РГ" в музее города Инчхон, некоторые предметы, поднятые со дна залива японцами после боя и отданные на хранение в местный музей, все же остались в Корее. После Второй мировой войны они вошли в постоянную экспозицию Инчхонского муниципального музея.

История Южная Корея