15.07.2009 20:15
Власть

Почему Россия так часто ошибается во внешней экономической политике

Почему Россия так часто ошибается во внешней экономической политике
Текст:  Евгений Арсюхин Алексей Чичкин
Читать на сайте RG.RU

Грузия не подписала соглашение о газопроводе "Набукко". Хотя должна была бы - беглого взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что газ пойдет именно по ее территории (поскольку азербайджано-турецкая граница  - в Нахичеванской автономии Баку, расположенной "внутри" Армении, - блокирована из-за армяно-азербайджанского конфликта). Факт странный, почти столь же странный, как тот, что об этом поступке Грузии среди всего, написанного про "Набукко" в последние дни - ни слова.

Но мы даже не о "Набукко". И не о Верхнем Ларсе, пограничном переходе, открыть который Россию просит дружественная нам Армения. Мы хотим поговорить как раз о друзьях и недругах. О Грузии, которая нам сейчас, безусловно, не друг, и о Белоруссии, которая нам, конечно же, друг, и которая сегодня, 15 июля 2009 года, с жаром приступила к исполнению рекомендаций Международного валютного фонда.

Стоит ли верить политикам, когда они набрасываются друг на друга или, напротив, целуются до покраснения десен? Стоит ли идти на поводу у стереотипов? Или все-таки важнее факты и здравый смысл?

Начнем с Грузии, пожалуй. Вчера возобновился грузино-российско-абхазский диалог. Эксперты названных трех стран вместе с представителями ООН и ЕС собрались в абхазском городе Гали и договорились о создании "горячей линии" на грузино-абхазской границе. Стороны будут информировать друг друга о нарождающихся инцидентах с тем, чтобы их избежать. Попутно вскрылось, что аналогичная "горячая линия" на границе Южной Осетии и Грузии, оказывается, уже работает несколько месяцев, но мы не припомним, чтобы СМИ об этом писали.

Это с одной стороны. С другой - мы видим, что, когда недавно президент Грузии Михаил Саакашвили посетил Ереван и был награжден армянским орденом, Россия отреагировала, скажем так, болезненно. В Ереване искренне удивились - армянам по итогам визита показалось, что Саакашвили ищет сближения с Россией. Известные события, по мнению аналитиков одного из армянских СМИ, "поставили Грузию в положение, когда она стала понимать важность восстановления отношений с Россией, однако ситуация показывает, что Грузия не может самостоятельно разгладить эту морщину. Даже покровители Грузии - США и ЕС, насколько бы ни были они заинтересованы в региональной стабильности, не протянули Грузии руку помощи, учитывая роль России и борьбу за рычаги влияния".

Визит в дружественную России Армению, демарш против "Набукко", на который в России предпочли, похоже, не реагировать - все это в самом деле складывается в стройную картину. И в нее же ложится проблема пограничного перехода Верхний Ларс, проблема, факт существования которой объясняет, почему Грузия именно через Армению ищет ходы в Москву.

Именно Армения наряду с Грузией несет колоссальные убытки от того, что этот погранпереход закрыт. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую свежую армянскую газету. В мае, когда закрытый на "реконструкцию" в 2006 году погранпереход, как было объявлено, оказался "технически готов" к приему грузов, в Армении воспряли духом, но, как оказалось, рановато. Тем временем в Тбилиси поняли, что, раз грузин с армянами объединила общая проблема, пора действовать. И стали действовать.

Тем более, что, как считают грузинские "прагматики", мосты не сожжены. Один характерный пример. Выйдя из СНГ, или заявив, что выходит (там сам черт ногу сломит, как на самом деле) - по факту Грузия не разорвала ни одного интеграционного соглашения в рамках СНГ. Вряд ли это случайно. Как сказал недавно грузинский лидер, "мы не собираемся препятствовать российским компаниям приходить в Грузию. Чем больше у нас деловых интересов, тем меньше будет политического давления. Я никогда не говорил, что Грузии не нужен российский бизнес".

Да мы, собственно, и не слышали даже в самые горячие деньки "короткой войны", что у РОССИЙСКОЙ компании Теласи, которая снабжает электричеством грузинскую столицу, возникли какие-то проблемы. Было бы логично отомстить за "Боржом", просто отняв у россиян этот актив. И нашлось бы, кому встать за пульт - британские специалисты, которые ушли из компании после покупки ее россиянами, с удовольствием тряхнули бы стариной. Война бы все списала, в том числе прямой отъем собственности. В Тбилиси на это не пошли. Если исключить "романтическую" версию - вот, мол, какие хорошие, - остается версия прагматическая: в Тбилиси понимают, что в долгосрочной перспективе не США сделают погоду в стране, не ЕС, а именно хорошие отношения с Россией и ее друзьями.

Это прекрасно понимают и представители российских деловых кругов, судя по всему, не испытывающие никакого страха за свои инвестиции, нынешние и будущие, в Грузию. Так, "Вимм-Билль-Данн" еще в октябре 2007 года, наплевав на очередную фазу "холодной войны", приобрела ООО "Грузинские продукты", крупнейшего в Грузии производителя молочных продуктов. А в июне глава "Вимм-Билль-Данн" заявил, что его компания заинтересована в приобретении Georgian Glass & Mineral Whaters (GG&MW), эксклюзивного производителя минеральной воды "Боржоми". Вскоре в Тбилиси будет введен в действие молочный завод "Вимм-Билль-Данн - Грузия", в строительство которого вложено около 14 млн. долларов. Таких примеров много, хотя и не очень много.

Итак, налицо сохранение взаимного вектора экономического тяготения при крайне жесткой - публичной - риторике политиков.

Но есть пример явно обратный. Это Белоруссия.

Сегодня белорусское правительство подготовило проект указа президента о создании Фондов банковского управления (ФБУ). Это крайне важный шаг белорусского руководства - из числа тех, которые не оставляют пути назад. Создание такой структуры было прямым требованием МВФ. "Создание в Белоруссии фонда банковского управления было одним из условий сотрудничества с МВФ. Национальный банк эту идею поддержал, подготовлен соответствующий проект указа, который регулирует порядок создания и функционирования фондов", - говорит представитель минэкономики страны Александр Лихачевский. Сами по себе ФБУ - штука не страшная и не судьбоносная. Важно другое - Белоруссия выбрала свой вектор, вектор взаимодействия с МВФ, и не только с МВФ - с другими международными структурами, который часто именуют "мировым правительством". При этом Белоруссия остается членом "Союзного государства" - государства, которое постоянно сотрясают скандалы и торговые войны. Вспомним хотя бы недавнюю тракторо-молочную разборку, в ходе которой президент Белоруссии Александр Лукашенко впрямую обвинял Россию в том, что она "притесняет" его страну.

Может, и притесняют. Многие в СНГ считают, что российская внешняя политика вообще не отличается изяществом, и мы об этом еще поговорим. Но в коридорах российской власти часто приходится слышать и иное, что обосновано: в Минске полагают, что России только и осталось, что с Белоруссией дружить, другие страны ее на дух не переносят. А раз так, то почему бы не вить из "партнера" веревки? Почему не требовать все новых и новых кредитов на льготных условиях (хотя причем тут условия, все равно же ничего отдавать не собираются)? Почему не требовать распахивать дверь перед любыми белорусскими товарами, даже если они лишают рабочих мест россиян?

Но самая большая правда еще хуже. Сдается, что для Белоруссии так называемое "Союзное государство" - лишь ширма для интеграции в ЕС. Мы не против интеграции кого бы то ни было в ЕС, там все обставлено нормально, и стремиться туда тоже нормально. Нам, авторам этих строк персонально, не нравится, что это делается тайком и за наш, российский, счет. В самом деле, куда как лихо: партнерство с Россией обеспечивает устойчивость белорусской экономики, эта устойчивость позволяет выиграть драгоценное время для переговоров с ЕС, поскольку дело-то не быстрое, а, когда переговоры закончатся, партнер скажет России адью, и скроется в просторах цивилизованного мира.

Скажете, это наши домыслы и конспирология? Ну, так можно было сказать еще прошлой осенью, когда мы писали про пресловутые еврорегионы - зоны, в которых фактически введены правила ЕС, и которые пачками создаются на белорусско-европейском приграничье. Но в ходе последнего конфликта с РФ Лукашенко сам про все проговорился, и действовать в рамках Восточного партнерства его страна стала открыто. Исполнение требований МВФ только дополняет эту картину.

Читатели, конечно, спросят, а как же политический аспект, ведь Лукашенко в ЕС именуют не иначе, как "последним диктатором"? На что мы ответим двояко. Во-первых, ради прагматики в ЕС стерпят еще и не такие режимы, да и говорить одно, а думать другое умеют не только российские политики. Но - во-вторых, - мы бы рекомендовали нашим читателям припомнить судьбу румынского лидера Чаушеску. Аналогий много. Чаушеску, формально оставаясь в альянсе СССР, резко расходился с Советами по многим вопросам, за что не получил Трубы (так и сейчас "Северный поток", БТС-2 и другие строятся в обход Минска...). Со временем Чаушеску возлюбили на Западе, Румынию приняли в МВФ, ВБ, в ГАТТ (предшественник ВТО). Но, как только представилась возможность, Запад молчаливо позволил расправиться (а, может, сам расправился, кто знает) с диктатором. Не дай Бог этой аналогии сработать до конца. Никто в здравом уме не желает Белоруссии нестабильности. Однако, то, что Западу нужны страны, а на персоналии ему, в общем-то, наплевать - наверное, в доказательствах не нуждается.

А вот теперь обратимся к российской политике. Она обратная - иногда кажется, что ничегошеньки России не нужно, кроме словесной лояльности и выражения верноподданнических чувств. А о прагматических выгодах мы вообще не думаем. И ничего хорошего в этом нет. Мы не любим Саакашвили лично, и потому не любим, увы, всю Грузию. Нам не нравятся политики, которые в Прибалтике кощунствуют у Бронзового Солдата, и мы призываем не покупать прибалтийское и не ездить туда отдыхать. Зато мы любим Лукашенко, и, как показал исход последнего конфликта, готовы ему простить все, что угодно.

А еще мы пропускаем блестящие шансы. Скажем, на днях в Болгарии сменилась власть - пока еще не верховная, но следующие выборы принесут новые изменения. Ушли со сцены политики, которые все эти годы питали к РФ самые добрые чувства, а новые политики с порога заявили, что строить "Южный поток" не дадут. И это совершенно закономерно. Ничего РФ не сделала в пользу Болгарии, ничего не дала Болгарии сделать в пользу РФ, вообще, никак не воспользовалась тем фактом, что у руля России столько лет - даже после распада СССР - находились ее друзья! Ну а выпады в адрес армянского руководства за то, что орден Саакашвили дали (причем армяне же объяснили - он нашему президенту год назад орден дал, мы обязаны по протоколу ответить)? Это что, признак политики высокого полета? Притом, что никто на Кавказе не поддерживает РФ так, как Ереван?

... Дети во дворе довольно рано понимают, как это непросто - дружить. Выбирать себе друзей и записывать кого-то в недруги - это целая наука. Россия, хотя и не дитё, все никак ее не усвоит. Если вы поняли нас так, что мы призываем целоваться с Саакашвили после всего, что он натворил, или призываем изгнать Лукашенко из памяти и вычеркнуть из скрижалей - это очень прискорбно. Ни к чему такому мы не призываем. Мы просто полагаем, что во всем нужно видеть две стороны. Грузия - это не один Саакашвили, Белоруссия - это не только Лукашенко. Понимать это, и еще - помнить собственную пользу - вот, собственно, все, что требуется. Вроде бы немного, а поди ж ты...

Обсудить материал в блоге.

Позиция Макроэкономика