Международные эксперты оценивают российскую экономику более оптимистично, чем российские чиновники. Спад ВВП в этом году может составить 6,8 процента, а не 8,5 процента, как предполагает минэкономразвития. В 2010 году экономика вырастет на 3,7 процента против 1 процента, заложенного в российский официальный прогноз. Такие цифры содержатся в экономическом обзоре по нашей стране, который представила вчера Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Впрочем, позитивный прогноз по российской экономике вызван более оптимистичными ожиданиями по ценам на нефть и росту мировой торговли, признают авторы доклада. В минэкономразвития довольны таким настроем. Хотя, по предварительным данным, за шесть месяцев этого года экономика потеряла 10,1 процента, подсчитала глава министерства Эльвира Набиуллина. Тем не менее, поддержала она зарубежных коллег, у экономики есть потенциал, чтобы переломить негативные тенденции. Правда, в российском ведомстве делают ставку не на смену мировых показателей, а на антикризисные меры и адаптацию российского бизнеса, дала понять Набиуллина. Но о намерениях в очередной раз править собственный прогноз, который был пересмотрен совсем недавно, министр объявлять не стала.
Эксперты ОЭСР, между тем, в своем докладе сосредоточились не столько на прогнозе, сколько на разборе российских антикризисных мер и советах по их улучшению. Они рекомендуют не бояться бюджетного дефицита, вкладываться в поддержание внутреннего спроса и финансирование инфраструктуры, а также усилить банковский сектор.
Предлагают поскорее отказаться от управления курсом рубля и признать, что реальный курс рубля должен меняться в зависимости от существенных колебаний цен на нефть. А также реформировать налоговую систему (в том числе отказаться от экспортных пошлин на нефть), ликвидировать льготы для госкорпораций и трансформировать в обычную кредитную организацию Внешэкономбанк.
Российские чиновники поддержали лишь часть этих рекомендаций. Наращивание в следующем году социальных расходов бюджета поддержит внутренний спрос, надеется Набиуллина. Только увеличение пенсий, по ее подсчетам, позволит подстегнуть покупки граждан на 700 миллиардов рублей. Хуже, впрочем, обстоит дело с инвестициями в инфраструктуру. Совсем недавно, напомним, вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин в отличие от международных экспертов заявил, что поддержка инфраструктурных проектов вовсе не является такой уж хорошей антикризисной мерой. Однако здесь, судя по всему, позиции двух главных экономических ведомств не вполне совпадают. Мин экономразвития предлагало не сокращать расходы на инфраструктуру, признал в беседе с "РГ" замминистра Андрей Клепач.
Не отвергаются и советы ОЭСР по курсовой политике. Центробанк, как известно, уже объявил о намерении постепенно отпустить рубль в "свободное плавание", направив силы на борьбу с инфляцией. А вчера первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, комментируя резкие скачки рубля в конце прошлой и начале этой недели, даже призвал "не реагировать бурно" на эти события. "Нет ничего страшного в том, что доллар будет стоить не 31 рубль или 32 рубля, а 33 или 35 рублей", - заметил он. Правда, скорее всего, переходить слишком быстро к свободному курсообразованию ЦБ все-таки не будет. "Нельзя видеть одну инфляцию", - заметил Меликьян по поводу рекомендации ОЭСР сосредоточиться исключительно на борьбе с ростом цен.
Что же касается устойчивости банковской системы, тот тут дела обстоят вовсе не плохо, информировал зампред ЦБ зарубежных экспертов и журналистов. Нельзя сказать, что кризисные явления преодолены полностью, но в этом году на санацию не был поставлен ни один банк, доволен Меликьян. Просрочка по банковским кредитам в июне выросла на 5,9 процента, тогда как раньше она увеличивалась на 10-12 процентов ежемесячно. Причем июнь стал первым месяцем, когда просрочка росла медленнее, чем в банках формировались резервы на покрытие "плохих" ссуд. Хуже, признал он, обстоит дело с кредитованием. Несмотря на все призывы наращивать объем выдаваемых ссуд, в прошлом месяце объем кредитов, выданных предприятиям, сократился на 0,8 процента, гражданам - на 1,1 процента. Однако параллельно открылся новый канал привлечения денег: банки впервые резко активизировали покупку облигаций предприятий и субъектов. Портфель таких ценных бумаг вырос сразу почти на 16 процентов.
Между тем в арсенале у ЦБ есть еще одно средство, которое позволит сбить ставки по кредитам. Он твердо намерен ограничить ставки по депозитам. В гонке за деньгами клиентов многие банки поднимали проценты по вкладам. Но одновременно они влияют и на ставки по ссудам. Однако уже со следующего месяца банки не будут принимать вклады больше чем под 18 процентов годовых, обещал Меликьян. Такой ход, возможно, не слишком обрадует граждан, желающих умножить свои сбережения. Но зато не только даст надежду на более дешевые кредиты, а также снизит риски. И не только банков. Завышенные ставки по депозитам, поясняет Меликьян, несут угрозу и для вкладчиков: "Это говорит о том, что у банка мало надежд улучшить ситуацию, а потом получается, что проблемы вешаются на государство и на Агентство по страхованию вкладов". Кстати, пока ЦБ не применял каких-либо санкций к банкам и договорился с ними по-хорошему о добровольном снижении ставок. Но при необходимости, не исключил зампред ЦБ, может ввести и административные ограничения.
А вот к совету ОЭСР понизить статус Внешэкономбанка Меликьян отнесся скептически. И растолковал зарубежным коллегам некоторые российские особенности: у нас нет внутренних источников для поставки "длинных" денег в экономику - мощных пенсионных фондов, страховых компаний, и заменить их отсутствие должен Внешэкономбанк.
Тем временем
Переговоры по присоединению России к ОЭСР запланированы на сентябрь-октябрь этого года, сообщает минэкономразвития. Российская сторона уже передала начальный проект меморандума о позиции нашей страны в отношении присоединения. Ранее глава департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков не исключал, что переговоры по ОЭСР могут занять едва ли не больше времени, чем по ВТО.