16.07.2009 02:00
Общество

Виктор Петров: Мы погрязли в псевдолитературе

Текст:  Виктор Петров (главный редактор журнала "Дон", лауреат Всероссийской литературной премии имени Шолохова)
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (4953)
Читать на сайте RG.RU

Сейчас много спорят о том, выживет ли настоящая литература в вывернутой интеллектуально-духовной атмосфере? Обратим ли процесс деградации читательской среды? Вопросов более чем достаточно. А не задавать их нельзя: за нами - русская литература!

Вечером позвонили из типографии: тираж "Дона" готов. Утром еду за ним - водитель, экспедитор и грузчик в одном лице. Паркуюсь у типографских ворот и - бегом оформляться. Запакованный журнал нахожу в дальнем углу цеха... Загружаюсь минут двадцать, а тревожные мысли не отпускают. А ну как прервется журнальная цепочка "Дона"? Вон, по всей России "толстяки" имеют "упаднические" тиражи, вымирают как вид.

Вспоминается, как наш "Дон" при тираже за 70 тысяч экземпляров давал в областной бюджет до 400 тысяч советских рублей в год, наравне с хорошим рентабельным хозяйством. Но то была другая жизнь. Считалось зазорным быть "не в курсе", что публикует, например, "Новый мир". Толстые литературные журналы являлись своего рода ситом, которое тщательно отсеивало никудышные тексты от подлинных произведений. Напечататься, скажем, в "Москве" - это было все равно что знак качества получить. И сейчас так, но изменился формат существования самих изданий. Сегодня они - исчезающий класс.

Почему вымирают журналы? Постоянно снижается тираж, возрастают расходы, прежде всего типографские. Подходит момент, когда себестоимость издания вырастает непомерно и журнал перестает себя окупать.

Говорят о конкурентоспособности. Но можно ли конкурировать с глянцем, в который закачивается много денег, а пичкает он читателя гламурным духлесом? Или с Интернетом, где абсолютно нет даже первичного отбора текстов. Как выжить в этой уличной драке? Надо рекламироваться? Надо! А как? Как пиво рекламируют? Раньше появлялись рецензии на радио и телевидении, в газетах, причем совершенно бесплатно. Попробуй сделать это сейчас. Платите денежки!

Одним словом, существуют сии издания правдами и неправдами: подписчики не спасают, о рекламе говорить смешно, спонсоры - где, дорогие? Одна надежда на разумную господдержку. Так делают в Воронеже, Краснодаре, Оренбурге, Петрозаводске...

Ныне публикуется немало талантливых произведений. Но вот беда - обладает этим богатством все более истончающийся слой читающей публики. Мы погрязли в псевдолитературе, а это неизбежно отразится на общем интеллектуальном уровне, на моральном здоровье.

Итак, прежде чем захлопнуть багажник машины, распечатываю верхнюю пачку и достаю красно-белого цвета журнал "Дон". Вот они, все 300 экземпляров! Таков убыточный тираж ордена Дружбы народов Российского литературно-художественного журнала "Дон", созданного Фадеевым в апреле 1925 года и освященного именем Шолохова. 300 экземпляров - триста спартанцев!

СМИ и соцсети