16.07.2009 03:00
Культура

Петербургский режиссер Дмитрий Долинин снимает "человеческое кино" без денег

Как снять кино без денег, рассказывает режиссер Дмитрий Долинин
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (4953)
Читать на сайте RG.RU

Петербургский режиссер, сценарист, кинооператор Дмитрий Долинин приступил к съемкам художественного фильма по своему сценарию, не имея спонсоров, продюсеров, денег.

В советские времена оператор Долинин снял на "Ленфильме" "Республику ШКИД", "В огне брода нет", "Начало", "Не болит голова у дятла", "Чужие письма", "Объяснение в любви", "Шурочку", "Фантазии Фарятьева", "Голос" и много других картин. Позже, уже как режиссер, Долинин снимал фильмы "Сентиментальное путешествие на картошку", "Миф о Леониде", "Виктория", "Колечко золотое, букет из алых роз"... Его повести "Лейтенант Жорж" и "Иллюзион" недавно опубликовали журналы "Звезда" и "Нева".

Дмитрий Долинин: В 2007 году мы с женой Нийоле Адоменайте написали сценарий "Время нашего двора", предполагая снять по нему фильм. Нийоле - режиссер, ученица Георгия Александровича Товстоногова, автор первого тогда еще в СССР художественного фильма о сталинском концлагере. Наш сценарий мы предлагали нескольким продюсерам, но никто не взялся финансировать такое кино - без убийств, крови, криминала. Сценарий лежал, а в марте жена, она моложе меня на 20 лет, скоропостижно скончалась. Чтобы не сойти с ума, предпринял попытку осуществить наш проект. И в память о ней, и чтобы занять себя. Тут грянул кризис. Какие съемки? Но оказалось, что хорошие актеры, с которыми я и Нийоле были давно знакомы, готовы сниматься бесплатно. Это уже полдела. Друзья помогают с техникой, тоже бесплатно. То есть с миру по нитке...

Появился спортивный азарт, захотелось доказать всем, что и таким образом можно снимать кино. Почти без денег. И плевать мне на продюсеров, на телеканалы, которые предпочитают истории про негодяев, злодеев. Зрителей старательно приучают к тому, что жизнь состоит из насилия и разного рода злодейств. У нас воспитывают привычку, терпимость ко всеобщему злу, которое в результате предстает как норма жизни. Хочу доказать, что нужно и можно делать другое кино. Работать совсем без денег, конечно, не получается. Например, снимаешь в кафе - хозяину нужно платить. Небольшие суммы собираем. Может быть, поможет Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, где я преподаю.

Российская газета: А как же операторы, художники, другие профессионалы кино?

Долинин: Помогают, что называется, на общественных началах. Операторы - мои студенты-дипломники плюс двое ребят с четвертого курса. Также нам будут помогать ученики известного художника-постановщика, моего товарища Владимира Светозарова. Звукорежиссер - тоже наш студент. Кино снимается полусамодеятельным способом.

РГ: На пленку или на "цифру"?

Долинин: На "цифру", новейшей камерой в надежде последующего перевода на пленку. Сценарий состоит из отдельных новелл. Начинаем съемки с двух из них, чтобы, показывая их, просить у людей деньги. Готовы принимать любые пожертвования.

РГ: Как в свое время Евгений Матвеев?

Долинин: Да. А знаете, кто первым это сделал? Ленфильмовский режиссер Геннадий Беглов. Помните фильм Панфилова "Начало"? Беглов там сыграл себя, второго режиссера. Он очень хотел снять кино про сталинские лагеря, сам отсидел. И сделал это методом "народного кино".

РГ: Кто из актеров согласился играть?

Долинин: Светлана Крючкова, Сергей Дрейден, Константин Воробьев, Алексей Девотченко, Татьяна Рассказова, Елена Калинина и другие.

РГ: Какой формат? О чем фильм?

Долинин: Полнометражное кино обычного формата - полтора часа, может, чуть больше. 12 новелл. Использованы разные сюжеты: что-то придумал я, что-то - жена, одну историю студент подарил, другую - сестра жены. Каждая развивается в действии, в диалогах, имеет законченную драматургию.

На сочинение этого сценария нас вдохновил фильм Джармуша "Кофе и сигареты" - очень простой, также состоящий из нескольких новелл. Подумали: почему бы нам не написать что-нибудь, устроенное по такому же принципу? И попытались рассказать несколько житейских историй, ни на что не претендуя, не оглядываясь на постмодернистскую моду, "мэйнстрим", "артхауз", политику, философию, социологию.

РГ: Скучаете по операторскому прошлому?

Долинин: Нет. Не так давно на сериале "Эшелон" работал оператором, а режиссером-постановщиком была Нийоле. Вообще-то меня привлекает теперь литературная работа, сочинение сценариев.

РГ: Есть лежащие мертвым грузом?

Долинин: Есть. За сценарий по мотивам романа Гайто Газданова "Призрак Александра Вольфа" мне дали две премии на разных сценарных конкурсах - в 2003 году и в 2008-м. Присудили приз за сценарий-экранизацию повести Бориса Зайцева "Анна". Но это не значит, что их спешат поставить. Лежат у меня и другие оригинальные сценарии и экранизации.

РГ: И в то же время продюсеры, режиссеры только и говорят, что хороший сценарий - такая редкость, на вес золота. И что хороший сценарист - штучный "товар".

Долинин: Не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. У нас с ними по-разному мозги устроены. Нынче мало кого из продюсеров интересует человеческое кино.

Дословно

Светлана Крючкова, народная артистка России:

- Я снимаюсь в новелле "Никто не придет назад" вместе с Константином Воробьевым. Чудесный сценарий, глоток чистого воздуха! Вся группа работает с удовольствием. Столько дерьма сегодня на экране, что, прочитав сценарий Дмитрия Долинина, мы согласились сниматься бесплатно.

Кино и ТВ Санкт-Петербург Северо-Запад