16.07.2009 01:00
Иркутск

Ушел из жизни известный иркутский журналист и книгоиздатель Геннадий Сапронов

Ушел из жизни выдающийся иркутский журналист и книжный деятель
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (4953)
Читать на сайте RG.RU

В Иркутске скоропостижно скончался известный журналист, издатель Геннадий Сапронов.

Он родился в 1952 году. После окончания университета работал секретарем Кировского райкома комсомола. Был заместителем, потом редактором газеты "Советская молодежь", собственным корреспондентом "Комсомольской правды" по Восточной Сибири и Монголии, редактировал газету "Зеленая лампа". Написал две книги: "Степень вины" о трагической судьбе семьи Овечкиных и "Диалоги о Сибири". В последние годы Геннадий Сапронов был известен как издатель.

Сегодня наши издательства не имеют имен, как это было до революции, когда все знали издательства Сытина, Маркса, Вольфа, и это были главные и крупнейшие издательства России. Сегодня названия издательств сплошь состоят либо из непонятных аббревиатур, либо из громких, чаще всего иностранных слов. На этом фоне резко отличалось иркутское издательство "Издатель Сапронов". Но оно отличалось не только названием.

Геннадию Сапронову удавалось совместить, казалось бы, несовместимое. Аристократизм и благородство в форме подачи книги и настоящий демократизм ее читательской аудитории. Он издавал произведения Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Алексея Варламова, критиков Игоря Золотусского и Валентина Курбатова, письма московского дирижера Евгения Колобова... Но как издавал!

Эти книги были скромным (а порой и совсем не скромным) произведением полиграфического искусства. В них чувствовалось какое-то безмерное уважение издателя и к автору, и к читателю, и к понятию книги в целом. Возле его книжного стенда на московской ярмарке Non/Fiction, где издатель присутствовал непременно сам, посетители останавливались как вкопанные, замечая сперва искусство полиграфии, затем знакомые каждому российскому читателю имена, а потом уже поражаясь удивительно низким ценам за всю эту красоту.

С ним многие дружили. Писатели и журналисты, деятели культуры и простые читатели. Это был по-настоящему живой, открытый, честный и обаятельный человек. Влюбленный в свое дело как юноша. Гордящийся своими книгами как детьми. И этой его гордостью невозможно было не заразиться.

Последнюю свою книгу, письма Виктора Астафьева за пятьдесят лет его жизни, он привез в Москву в мае этого года на церемонию премии Александра Солженицына, присужденной посмертно Виктору Астафьеву. Я никогда не забуду жеста, каким он мне ее передал. Сияя от счастья и слегка стесняясь от собственной радости и гордости. Потом эту книгу у меня вырывали из рук. Звонили из Роспечати, спрашивали, где ее достать. Это и есть настоящая слава книги, мгновенная, без пиара и накачки читательского интереса.

Смерть Геннадия Сапронова - это большая человеческая потеря. И это потеря для русской культуры. Таких людей, придающих нашей культуре какую-то особенную, характерную только для нее осанку, осталось очень мало. И это очень грустно.

Иркутск Восточная Сибирь