"Королеву поп-музыки" Мадонну, находящуюся сейчас в турне Sticky and Sweat Tour в поддержку своего нового альбома Hard Candy, преследуют неприятности. Последняя в череде - полновесная трагедия: в Марселе при монтаже сцены обрушился подъемный кран, что привело к гибели двух человек, еще несколько получили ранения. Концерт, естественно, был отменен. Увы, это далеко не полный список проблем, свалившихся на одну из самых заметных фигур мировой глобализованной поп-культуры.
За несколько недель до этого проблемы ей пообещали устроить варшавские католики - в ее концертном графике для выступления в столице Польши не нашлось другого дня, кроме праздника Вознесения Богородицы, 15 августа. Польские верующие повели себя не менее активно, чем в свое время православные активисты в Москве: пообещали собраться около аэропорта Бемово и заглушить концерт своим пением. К протестам верующих подключился уполномоченный по правам человека Януш Кохановский: он обратился к мэру Варшавы Ханне Гронкевич-Вальтц с указанием на то, что проведение концерта в такую дату встречает "серьезное сопротивление" общества (цитируется по сообщению РИА Новости). Сравнивая протесты православной общественности в Москве, нужно учитывать, что католические активисты в Польше куда более многочисленны и активны по сравнению со своими православными визави из России. И если верующим москвичам практически не удалось помешать певице выступить в 2006 в Лужниках, то у варшавян вполне может получиться. На их стороне может сыграть и законодательство - оскорбление чувств верующих в Польше является уголовным преступлением. Любопытно, что концерт Мадонны в Петербурге тоже пройдет в не самый обычный день - в праздник св. Ильи Пророка, одного из самых почитаемых русских святых. Певицу также известили, что в этот день проходит праздник ВДВ с соответствующей культурной программой - ее это нисколько не испугало. Настолько не испугало, что она даже записала приветствие для российских поклонников с матерным словом в начале; большое спасибо ее неизвестным русскоговорящим доброжелателям.
Причина протестов - не столько крайне запутанные отношения Мадонны с религией, сколько тот факт, что она всегда делала их частью своего образа, и причудливым образом связывала их с сексом. И если в предпоследнем ее шоу (название которого можно перевести как "Конфессии на танцполе") она танцевала с двумя полуголыми танцорами, человеком-звездой Давида и человеком-полумесяцем, а также представала распятой на кресте из стразов в песне Live to Tell, то раньше она самовыражалась куда менее символично. "Даже Иисус пытается забраться ко мне в штаны", - именно так она реагировала, когда на фотосессии к альбому Erotica (1992) ее нательный крест соскользнул с цепочки и свалился за пояс ее брюк. Не по себе стало даже прожженным фотографам из таблоидов. Именно этому, скандально известному альбому предшествовала пластинка, название которой переводится как "Словно богомолец". Тогда она хорошо усвоила, что двигателем поп-карьеры является скандал. Скандал же настиг ее и теперь - тех активистов, что собираются заглушать своим благотворным пением ее концерт, ничто не переубедит в том, что это "Бог ее наказал, и за ее грехи пострадали невинные".
Есть определенный парадокс в том, что последствия ее тогдашних дел настигают е именно сейчас. Сейчас, когда она давно уже примерный адепт совершенно недеструктивного культа Каббалы, родная мать двум детям и активистка движения усыновления. Когда ее появление на кресте из стразов - безобидное (в сравнении, скажем, с художественными жестами, Авдея Тер-Оганьяна) проявление творческого свободомыслия, метафора, иронично уподобляющая культ гламура любому другому культу.
Тот самый польский уполномоченный по правам человека пообещал Мадонне роскошный букет цветов, если та согласится не исполнять в день Божией Матери песни вольнодумного содержания, а также сменит смелые сценические наряды на простое и приличное платье. Не совсем, видимо, понимая, что подобные запросы на культурной карте мира обычно исходят из дворцов арабских шейхов, чем из столиц европейских стран. А Мадонне, вероятно, стоит согласиться - увидеть ее в платье в цветочек и впрям будет довольно необычно.