Руководители ведомств, отвечающих за охрану порядка, сами рассказывают, как защититься от милицейских злоупотреблений. И призывают людей, ставших жертвами произвола, немедленно сообщать об этом "куда следует". А таких мест - немало.
Как правильно вести себя человеку, попавшему под милицейский "пресс"? Самая типичная ситуация, когда у "подозрительного" прохожего не оказалось при себе паспорта и патрульный намерен отвести его в отделение. Однако ехать туда только лишь для установления личности никто не обязан. Установить, кто есть кто, сотрудник милиции может за несколько минут, не трогаясь с места.
Ему достаточно позвонить в свою информационную службу, где сообщат, существует такой человек или нет.
Однако задержать и доставить в дежурную часть милиция, если захочет, повод найдет. Но и отпустить обязана через три часа.
Если сотрудники милиции решили провести личный досмотр или обыск, они обязаны пригласить двоих понятых. Адвокаты и правозащитники, просто бывалые люди рекомендуют ни к чему не прикасаться руками - все манипуляции с изъятием содержимого карманов или сумок пусть проводят сами милиционеры. Это - гарантия, что не будет отпечатков пальцев на чужих предметах, например, подброшенных наркотиках или патронах. Разумеется, все вещи должны быть занесены в протокол.
Никогда не надо проявлять агрессию, ругаться, тем более - угрожать сотрудникам милиции: мол, я вас всех уволю. Вообще, лучше воздержаться от лишних разговоров до прибытия адвоката.
Человек, которого милиционеры избили, должен немедленно зафиксировать телесные повреждения в ближайшем травмпункте. Необходимо вызвать "скорую помощь", если есть уверенность, что в отделении милиции кого-то бьют. Это важно не только в медицинских целях, но и юридических - все вызовы "скорой" фиксируются. Медицинские документы и протоколы допросов врачей могут стать доказательством по уголовному делу.
О побоях, любых фактах милицейского насилия надо немедленно сообщать в прокуратуру и правозащитные организации.
Можно жаловаться и в саму милицию. Здесь существует целая цепочка инстанций, которые последовательно контролируют своих сотрудников. Самый эффективный и популярный номер - "02". Главное, что он находится под постоянным контролем, в том числе и прокуратуры. Все разговоры записываются, проверяются принятые меры. Это - самый первый сдерживающий фактор, не позволяющий недобросовестным милиционерам отмахнуться от чьей-нибудь просьбы, не принять заявление. По этому же номеру можно и пожаловаться на сотрудника или узнать телефон милицейского подразделения, где принимают такие жалобы.
Если вы знаете, где служит обидевший вас милиционер, можно обратиться к его начальству - письменно или устно.
В принципе, жаловаться можно по восходящей линии - от начальника районного отдела внутренних дел до министра. Например, обратиться в приемную МВД или в Департамент собственной безопасности, где в основном расследуют случаи предательства милиционеров, участвующих в преступных группировках, и коррупцию.
Ссылка: МВД утвердило нормы вежливого обращения с задержанными