21.07.2009 03:00
Экономика

Рынок топлива монополизируют вертикально-интегрированные нефтяные компании

ВИНК стоит "полечить" от жадности
Текст:  Александр Воловик (профессор РЭА им. Плеханова, доктор экономических наук)
Российская Бизнес-газета - : №27 (711)
Читать на сайте RG.RU

На рынке розничной реализации нефтепродуктов в который раз складывается ситуация с характерными признаками монополизации рынка топлива вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Как известно, в результате приватизации государственного имущества ВИНК получили в свои руки всю цепочку, от добычи нефти, ее переработки и кончая розничной реализацией нефтепродуктов, которую они теперь пытаются захватить полностью.

На фоне возобновившегося роста мировых цен на сырую нефть, используя глобальный финансовый кризис в качестве прикрытия, ВИНК необоснованно почти в полтора раза повысили оптовые цены на бензин и дизельное топливо для независимых операторов АЗС. При рыночной стоимости сырой нефти около 60 долларов за баррель розничная и оптовая цена бензина в России в полтора раза выше, чем в США, которые импортируют до 80 процентов нефти.

"Свободную" нефть трудно приобрести и фактически невозможно переработать на заводах, так как все они принадлежат ВИНК, и цена на нефтепродукты после нескольких перепродаж нефти может расти по прихоти магнатов. При монопольно высоких оптовых ценах, диктуемых ВИНК, необходимые издержки на содержание и эксплуатацию независимых АЗС в разы превышают их доходы от реализации.

Столь немудреным способом ВИНК вынуждают своих конкурентов - независимых автозаправщиков работать в убыток, подталкивают их к продаже своих АЗС, которые ВИНК охотно прибирают к своим рукам.

Совершенно очевидно, если действия ВИНК по увеличению оптовых цен на моторные топлива не будут своевременно пресечены ФАС, это может привести к уничтожению малого и среднего бизнеса независимых операторов АЗС в России, установлению монопольно высоких цен на топливо, резкому росту цен на все товары, инфляции и прочим крайне негативным явлениям.

Разумеется, речь идет не о "регулировании" правительством цен на моторные топлива. По экспертным оценкам, вполне можно обойтись рыночными методами ценообразования и контроля за ВИНК. Они хорошо известны и проверены мировой практикой. Поэтому необходимо срочно организовать открытые биржевые торги всем объемом моторных топлив, чтобы все операторы АЗС независимо от принадлежности к ВИНК покупали моторные топлива только на бирже и были в равных условиях.

Это позволит конкурентно снижать цены на бензин, сделает прозрачным ценообразование, начисление и оплату налогов всеми владельцами АЗС. Сами собой ликвидируются фирмы-однодневки, с помощью которых отмываются "нечистые" наличные денежные средства.

В противном случае, на мой взгляд, придется вызывать к руководству ВИНК "доктора", чтобы лечить от жадности. Ведь правительству и ФАС предстоит доказать, что реальная защита и поддержка малого и среднего бизнеса, взимание фактических и справедливых налогов со всех участников ТЭК - это не декларации, а приоритетные задачи.

Промышленность