21.07.2009 03:00
Экономика

Санкт-Петербург возглавил список городов с высоким падением доходов

В кризис проще выживать регионам-реципиентам, чем донорам
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №27 (711)
Читать на сайте RG.RU

Минрегион представил мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ по состоянию на 1 июня 2009 года. Список городов с высоким падением доходов возглавили такие некогда стабильные регионы, как Санкт-Петербург и Новосибирская область. По результатам мая в этих субъектах бюджетные поступления сократились почти на 30 процентов. Хуже ситуация лишь в Тюменской области (падение доходов на 39 процентов), Кемеровской области (на 36 процентов), Республике Северная Осетия (на 33 процента), Астраханской области и Ханты-Мансийском АО (на 31 процент). А в целом сокращения бюджетных поступлений произошли в 52 субъектах РФ, это в два раза больше, чем месяц назад.

Почему майскими "лидерами" по падению доходов стали регионы-доноры, в частности Санкт-Петербург? По мнению директора Института проблем региональной экономики РАН Сергея Кузнецова, в структуре доходов бюджета Cеверной столицы поступления от налогов на прибыль и НДФЛ составляют 61,7 процента. Именно по этим показателям и произошло серьезное сокращение ввиду снижения экономической активности основных бюджетообразующих предприятий.

- По результатам этого года поступление налогов ожидается не более 90 процентов, - такой прогноз развития ситуации дает Сергей Кузнецов. - "Виной" тому снижение налоговых поступлений предприятий нефтегазового комплекса ("Газпром нефть", "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ"), а также спад производства на крупных промышленных предприятиях. К примеру, на Кировском заводе ожидают увольнения около 1300 человек. Кроме того, серьезно упали объемы перевозки грузов транспортных компаний. Значительно снизилось производство пива и водки, что также существенно отразилось на поступлении в городской бюджет. Поэтому налог на прибыль сразу упал в два раза. В целом доходы бюджета Санкт-Петербурга в 2009 году составят только 85 процентов от уровня прошлого года.

Главным источником доходов для регионов остается федеральная помощь. Так, по итогам первого квартала 2009 года доходная часть бюджета Челябинской области составила чуть больше 15 миллиардов рублей, причем доходы из федеральных источников выросли на 78,5 процента и достигли 8 миллиардов 27 миллионов рублей. Причем основным источником доходов для региональных бюджетов остаются налоги на доходы физических лиц.

Смотрим данные мониторинга минрегиона о налоговых поступлениях за пять месяцев этого года. В мае фискальные отчисления сократились сразу в 68 регионах. А по такому основному показателю работы промышленности, как налог на прибыль, сборы не выдерживают никакой критики - в мае поступило лишь 62 миллиарда рублей, что более чем в два раза ниже показателей предыдущего месяца. В четырех регионах - Республике Коми, Хабаровском крае, Архангельской и Сахалинской областях - этого налога вообще не было. Более-менее стабилен лишь НДФЛ: налог на доходы физических лиц за месяц сократился незначительно - всего на 16 миллиардов рублей. Это на 6 процентов меньше показателя мая 2008 года. Доходы выросли в 21 регионе. Наибольший прирост поступлений НДФЛ зафиксирован в Якутии, Камчатском крае и Магаданской области. Однако с января по май налог на доходы физлиц вырос лишь на один процент. И его поступления снизились в 28 регионах.

Спад промышленного производства в мае наблюдался в 65 субъектах РФ, наибольшее его снижение было зафиксировано в Орловской области - на 41,3 процента, Калининградской области - на 40,4, Москве - на 35,8 процента, Чувашской Республике - на 35,4 процента. Причем индекс промышленного производства более всего упал в Псковской, Тульской областях и Якутии. Кстати, в последнем ре гионе такое падение эксперты связывают с тем, что "АЛРОСА" в первом квартале этого года из-за снижения спроса на бриллианты понесла убытки в 2 миллиарда рублей.

Эти факты, приведенные в мониторинге минрегиона, совпадают с прогнозом минэкономразвития. Согласно сценарию минэкономразвития спад промышленного производства во втором полугодии этого года составит 9,8 процента.

Впервые в мониторинге минрегиона появился раздел, посвященный ипотечному кредитованию. Видимо, неспроста. В мае просроченная задолженность по ипотечным кредитам отсутствовала лишь в четырех регионах: Ингушетии, Чечне, Ненецком и Чукотском автономных округах. И то лишь потому, как уверяют в минрегионе, что в этих субъектах РФ ипотечное кредитование практически не развито. Рост доли просроченной задолженности зафиксирован в 70 регионах. Но самые серьезные проблемы были отмечены в Московской области, Дагестане и Москве.

Относительно позитивным моментом в мониторинге можно считать объем кредиторской задолженности регионов, который на 1 июня составил 59,4 миллиарда рублей, но по сравнению с апрелем сократился на 3 миллиарда. Тем не менее эту "победу" можно не засчитывать, так как по сравнению с началом года кредиторка выросла на 48 процентов.

Несмотря на негативное текущее состояние экономики, в минрегионе считают, что на местах отреагировали на кризис. С начала этого года регионы скорректировали в сторону уменьшения плановые показатели расходов на 2009 год на 6 процентов. Правда, для достижения сбалансированности региональным бюджетам, по оценке минрегиона, придется ужаться в тратах еще на 15 процентов.

Комментарий

Сергей Кузнецов, директор Института проблем региональной экономики РАН:

- Антикризисная информация, которую собирает и обрабатывает минрегион, не может не искажаться. От субъектов сложно, а точнее, практически невозможно получить объективные данные состояния экономики в каждом отдельно взятом регионе, так как у них отсутствуют рычаги воздействия на хозяйствующие субъекты. Зачастую у органов власти субъектов РФ и местного самоуправления просто нет инструментов получения информации о реальном положении дел на предприятиях, расположенных на их территории.

А регламентированные соответствующими президентскими указами и постановлениями правительства РФ системы оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, находящих отражение в различных региональных методиках, учитываются раздельно, без должной согласованности с профильными блоками. Безусловно, показатели эффективности деятельности различных уровней власти требуют уточнения и корректировки, взаимоувязки друг с другом, широкого обсуждения с представителями научной общественности, органов регионального управления и местного самоуправления, общественных организаций.

В частности, система показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти одного из субъектов РФ на региональном уровне включает в себя около 250 показателей, на районном - более 150, а на уровне поселений - около 140 показателей, разбитых по различным блокам. Таким образом очевидно, что только сбор подобной информации требует значительных усилий как органов местного самоуправления, так и региональных органов власти. При этом органы местной власти существенно ограничены как в кадровых, так и финансовых ресурсах, не имея фактически значительных доходных источников, ведь львиная доля налогов и сборов, собираемая на их территории согласно действующему законодательству отчисляется в вышестоящие бюджеты, а затем перераспределяется федеральным центром и в лучшем случае возвращается в бюджет муниципального образования в виде безвозмездных поступлений.

Кредиторская задолженность субъектов РФ

Динамика поступлений налоговых доходов в мае 2009 года

Макроэкономика Налоги Регионы Минэкономразвития